Всякие электронные примочки, гаджеты и прочую шелуху очень любит, как известно, наш (ну конечно, наш, раз так прижился в Плесе) премьер-министр Дмитрий Медведев. И наш экс-губернатор Михаил Мень тоже все электронное любил и жаловал. Сначала пенсионеров заставил в транспорте по карточкам ездить, потом затеял проект «Электронное ЖКХ», который сейчас забыт и заброшен, хотя денежки бюджетные на него были потрачены ого-го какие. А в 2012 году Михал Саныч осчастливил всех проектом «Электронная карта школьника». Проектец прелестный (особенно в денежном выражении). Вот что пишет про него управление образования города Иванова, руководство которого в случае каких-либо вопросов и замечаний по этому поводу любит акцентировать внимание на том, что все делается по высочайшему соизволению и благословению:
«С марта 2012 года в рамках проекта «Электронная школа» началась реализация проекта «Универсальная карта школьника». … Было определено, что универсальная карта:
1) позволит учащимся оплачивать питание в школьных столовых;
2) оплачивать проезд в общественном транспорте;
3) может служить пропуском в школьных электронных проходных;
4) может служить средством учета бесплатного посещения музеев.
В перспективе возможно внедрение и других сервисов».
Все это, безусловно, прекрасно, как и прочие электронные затеи вроде универсальной электронной карты для граждан России (помнится, нам обещали, что когда-нибудь они заменят паспорта) и электронной очереди к врачам. И, как и остальные упомянутые электронные проекты, требует немалых бюджетных денег – на оборудование, программное обеспечение, техобслуживание и прочая, и прочая.
Если спросить любого родителя, чей ребенок учится не в 21-м лицее, а в школе попроще, какую пользу приносит этот электронно-карточный проект, то в лучшем случае ответом будет недоуменное молчание. Что будет в худшем, можете придумать сами. Потому что толку от этой карточки (не берем многодетные семьи), кроме возможности пройти через проходную в школе, никакого. Даже обещанное оповещение родителей через sms о том, что ребенок вошел в школу или вышел из нее, не работает. Оказалось, что эту опцию можно подключить в виде бонуса, но только на первый месяц, а потом за нее нужно платить. Плата – тьфу, 100 рублей в месяц, но внести ее на эту, прости господи, электронную карту, невозможно: как раз опция пополнения счета не предусмотрена. Так что ходят детишки, прикладывают карточки к турникетам или к «блинам», закрепленным на стенах (далеко не во всех школах планировка входной группы позволяет установить турникет), ежели не забывают, теряют эти карточки, а родители потом восстанавливают их за отдельную плату и с определенными проблемами…
Болезнь роста? Может быть. Но за все это электронное счастье платит бюджет. В данном случае речь пойдет о реализации проекта «Универсальная карта школьника» в областном центре и о том, какие деньги платят бюджет г. Иванова и муниципальные предприятия за то, чтобы наши дети могли радостно пипикнуть карточкой на входе и выходе из школы и за то, чтобы они могли расплачиваться по карте за питание в школьных столовых.
Кормить по карточке – за 7%
Начнем с более продвинутой опции, которой облагодетельствованы отнюдь не все школы, а лишь избранные – с «Электронной столовой». По поводу этой столовой на заседаниях комитетов ивановской городской думы под конец года разгорелись споры и чуть ли не скандалы: мол, на что мы деньги тратим? А не лучше ли в преддверии сложного года и возможного секвестирования бюджета отказаться от этой электронной роскоши? Но нет, не отказались, 4,5 млн рублей по-прежнему запланированы на всю эту электронщину, хотя мнения депутатов заметно разошлись: против выделения этих денег голосовали 10 человек, 5 депутатов воздержались, а 14 решили оставить финансирование.
Таки же о столовых. Внешне все выглядит довольно шоколадно: приходит ребенок в столовую и за питание расплачивается карточкой, на которую ему родители деньги положили, а родители потом получают информацию о том, что их чадо приобрело себе на завтрак: кашку или чупа-чупс с чипсами. Но дьявол, как обычно, кроется в мелочах. В данном случае – в схеме организации «электронного» процесса.
Горячим питанием учащихся большинства школ города обеспечивают муниципальные предприятия – комбинаты школьного питания (в нескольких школах этим занимаются индивидуальные предприниматели, но их управление образования решило пока не включать в «электронную» схему).
Так вот, чтобы платежи проводились как положено, с соблюдением законодательства, нужно, чтобы в процессе участвовали три стороны: комбинат школьного питания, ООО «Информационные банковские технологии» (да-да, то самое, к которому ровно год назад предъявляли претензии перевозчики за сбои в работе терминалов и невозможность использовать социальные карты) и АКБ «Кранбанк». ООО «ИБТ», как прописано в договоре, «осуществляет информационно-технологическое взаимодействие между Оператором (банком) и Поставщиком (МУПом) при совершении держателями карты операций в системе (автоматизированная информационная система «Электронная школа») с использованием универсальной карты школьника. А «Кранбанк», собственно, и осуществляет все расчеты с использованием карты школьника.
И тут начинается самое интересное, то есть деньги. За работу, как известно, надо платить. МУП должен заплатить «Кранбанку» за проведение операций по карте. В договорах, которые МУПам предлагают подписать (а некоторые уже подписывали, так как в нескольких школах «пилотный» проект по внедрению электронных столовых начался с октября этого года), комиссия банка четко не обозначена. А отмечается, что «поставщик уплачивает оператору комиссионное вознаграждение за расчетно-кассовое обслуживание по банковскому счету, специальному банковскому счету поставщика в соответствии с действующими у оператора тарифами». А сами тарифы идут приложением к договору и заслуживают отдельного внимания. Внимание: за зачисление денежных средств на счет, поступивших безналичным путем, взимается комиссия в размере 7 % от суммы поступления! При этом оператор (то есть банк) имеет право в одностороннем порядке изменить тарифы на обслуживание. Забавно, но в тарифах на расчетно-кассовое обслуживание «Кранбанка» (цитируем по документу, размещенному на официальном сайте банка) отмечено, что банк вправе в одностороннем порядке после предварительного уведомления клиента применять тариф за расчетное обслуживание в размере 5 % (это до 12 января 2015 года, с 12 января будет 10 %) от суммы операции в случае, если клиент осуществляет со счета переводы денежных средств, носящие признаки «сомнительных», т.е. операции, которые не имеют очевидного экономического смысла (носят запутанный или необычный характер), …, либо обладают признаками фиктивных сделок, а также могут иметь конечной целью получение денежных средств в наличной форме. По слухам, «Сбербанк», который ранее обслуживал универсальные карты школьника в 21-м лицее, брал комиссию в размере 0,8 %. А тут сразу 7…
При этом, как рассказала депутат Ивгордумы Татьяна Гейстер, которая также является заместителем директора МП «Школьная столовая № 33», после того как это муниципальное предприятие отказалось подписывать договор на таких условиях, по указанию управления образования из его (МП) ведения забрали гимназию № 23, где должна была заработать очередная электронная столовая, и передали ее другому муниципальному предприятию. По словам Татьяны Гейстер, годовая выручка школьной столовой в 23-й гимназии, составляет в ценах 2014 года около 5 млн рублей. 7% от этой суммы – порядка 300 тысяч рублей (комиссия не взимается с субсидий для учащихся младших классов и т.п.).
Всего, по подсчетам депутата, если «Электронная столовая» заработает во всех школах города, комиссионное вознаграждение, взимаемое «Кранбанком» составит порядка 17 млн рублей в год.
Все это, конечно, никак не отразится на родителях – комиссия платится из средств муниципальных предприятий, обеспечивающих школьников питанием. Однако, говорит Татьяна Гейстер, непонятна логика муниципальных властей, в том числе, управления образования (это управление является куратором муниципальных предприятий школьного питания): продавливать договоры с грабительскими комиссионными, чтобы довести муниципальные предприятия до банкротства. Только по МП «Школьная столовая № 33» в случае работы предприятия по этой схеме, убыток составил бы 500 тысяч рублей в год. То есть подобное «сотрудничество» в рамках проекта «Электронная столовая» приведет к тому, что либо муниципальные предприятия разорятся, либо им будут выплачивать дотации из и без того тощего муниципального бюджета. В любом случае, город останется в проигрыше, а выиграют другие стороны договора. Кстати, любопытно, кому и в какой пропорции идут эти 7 %? Вряд ли «Кранбанк» все оставляет себе, если есть такое количество заинтересованных лиц.
Также, подчеркивает депутат, не очень понятно, почему в качестве оператора в договорах участвует только «Кранбанк» - наверняка другие банки тоже были бы не против, и комиссионные могли бы быть ниже. Однако официально на этот вопрос никто не отвечает, а неофициальная версия такова: с ООО «ИБТ» договор заключен только у «Кранбанка». Поэтому только этот банк выступает в качестве партнера этого ООО в «электронных» проектах.
Еще немного из официального:
На то, чтобы закупить и смонтировать оборудование для точек безналичной оплаты школьного питания на 5 школ (по 2 точки на школу), в 2014 году из бюджета г. Иваново планировали выделить 721 тысячу рублей. На 2015-й на эти же цели (то есть еще на 5 школ) запланировано 756,4 тысячи рублей. По крайней мере, так написано в подпрограмме. А вот начальник управления образования Елена Юферова на заседании одного из комитетов Ивгордумы утверждала, что в следующем году на оборудование для «Электронной столовой» денег выделяться нет будет.
Почем «пикалки»?
А теперь немного о школьных проходных (которые лично у меня вызывают большие сомнения в смысле целесообразности их наличия).
Итак, по данным самого управления образования, интенсивность использования электронных проходных в городе в среднем составляет 51%. В одних школах карточки отмечают 75-85 % учащихся, в других 20-30 %. Причем процент использования не очень-то зависит от наличия турникета: например, в школе № 66 турникет установлен, а интенсивность использования – 37,6%. А в школе № 30 при наличии турникета интенсивность использования вообще 24%. И, спрашивается, зачем это нужно? Чтобы управлению и департаменту образования было чем заняться, сравнивая циферки посещаемости в электронных журналах и данные с электронных проходных, а потом сравнивать их, выводя циферки интенсивности использования?
Нет, во всем этом процессе есть другой смысл. Дело в том, что работу электронных проходных надо технически поддерживать. За деньги, разумеется.
Техническая поддержка функционирования работы школьной проходной (такова формулировка, используемая в тексте специальной подпрограммы «Информатизация образования») в 2013 году обходилась в 7 012,2 рублей в месяц. Такие проходные уже тогда были установлены в 51 из 52 школ города, то есть на эту самую техническую поддержку в год бюджет тратил 3,576 млн рублей. В 2014 году на это ушло уже 3,762 млн рублей, в 2015-м планируется выделить 3,946 млн рублей.
Что же входит в техническую поддержку? Это, оказывается, ремонт оборудования, устранение сбоев программного обеспечения, обеспечение устойчивой связи (!) с порталом департамента.
А еще в 2014 году было потрачено 1 млн 085 тысяч рублей на установку турникетов в 10 школах.
В общем, благодать. Но и это еще не все. Школы заключают договоры на «оказание услуг по сопровождению системы «Электронная проходная образовательного учреждения». Вот. например, договор. Заключенный одной из школ с ООО «ИТ-Сервис». Стоимость услуг по договору здесь составляет 6 662 рубля в месяц (школа платит за 10 месяцев). За эти деньги ООО должно устанавливать обновления программного обеспечения, в случае сбоя в работе электронной проходной оказывать помощь (!) в поиске и устранении причин, его вызвавших (обратите внимание: не устранять, а оказывать помощь в поиске). С понедельника по пятницу с 10 до 18 часов ООО должно обеспечить телефонные консультации по вопросам работы электронной проходной. Дальше цитата: «Если в момент обращения заказчика все консультанты исполнителя заняты работой с клиентами, заказчику необходимо оставить заявку в электронном виде в службе технической и информационной поддержки, размещенной на региональном интернет-портале департамента образования Ивановской области. Срок рассмотрения заявки исполнителем – два рабочих дня». Вот как вы себе представляете: вахтер в школе отправляет заявку на портал?
Ну и так далее. И за это школа должна платить 66 тысяч рублей в год. На эти деньги, если что, в этом году можно было вставить стеклопакеты в 4-6 окон (в зависимости от размера окон и качества стеклопакетов).
***
В общем, у меня как у мамаши двух школьниц, а также жительницы г. Иванова есть большой вопрос: почему за бюджетный счет нужно поддерживать существование каких-то ITшных ОООшек? Потому что они близки к телу бывшего руководства департамента информатизации? Ведь реальной пользы ни детям, ни родителям, ни школам все эти «электронные» проекты не приносят.
4 млн рублей в год – это, возможно, немного в масштабах всего города. Но если их использовать, например, в рамках того же управления образования, на повышение зарплат нянечкам и другим работникам детских садов, на разработку ПСД на пристройки к школам, чтобы избавиться от второй смены, как того требует ФЗ «Об образовании»? Или интересы ОООшек всем ближе и роднее?
Да, и напоследок о перспективе. В следующем году, судя по всему, появится новая расходная «электронная» статья: директорам школ настойчиво рекомендуют устанавливать камеры видеонаблюдения. Штука отличная, особенно в раздевалках и на входе – поможет бороться с воровством и мелким хулиганством. Но вот делать это предлагают за счет родителей и закупать оборудование у конкретной фирмы. Все разговоры неофициальные. Разумеется. Но, похоже, скоро мы увидим очередную «спецподпрограмму».
Кстати, Татьяна Гейстер заявила о том, что в январе она и ряд других депутатов Ивановской городской думы будут настаивать на том, чтобы вернуться к рассмотрению расходов на проект «Электронная карта школьника», а точнее – к сокращению этих расходов. Дай то бог…
1000inf.ru