Напомню лишь одну из новелл, о которой периодически говорили в течение уходящего 2014 года и которая, на первый взгляд, кажется очень далекой от рядового гражданина. Всем регионам были даны указания в срок до 1 ноября провести инвентаризацию и оценку эффективности (по методике, разработанной Минстроем и Минэкономразвития) муниципальных и государственных унитарных предприятий, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства. То есть всяких водоканалов, теплоэнерго, горсетей и иже с ними. Отдельным пунктом в приказе Минстроя от 7 июля 2014 г. № 373/пр/428 из-под оценки эффективности выводятся лишь предприятия, осуществляющие управление многоквартирными домами, а также оказывающие услуги и выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
По замыслу Минстроя, если выясняется, что по критериям Минстроя – МЭР какой-нибудь МУП оказывается неэффективным (регулярно получает субсидии из бюджета, причем не в качестве компенсации разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения, а на поддержание штанов, пусть и под видом увеличения уставного капитала или на инвестиционные цели, не имеет инвестиционной программы, устраняет аварии с нарушением нормативных сроков, предоставляет услуги низкого качества и т.д.), то к 2016 году его надо передать в концессию. То есть привлечь частного инвестора на длительный срок.
Как отмечалось на совещании в Минстрое 12 декабря, графики концессионных конкурсов формируются на сайте Минстроя России, к концу текущего года регионы должны представить их в полном объеме. Наибольшее количество концессий, предположительно, будет заключено в малых городах России.
А что же происходит в Ивановской области в смысле эффективности/неэффективности коммунальных МУПов? Ведь если поднапрячься и припомнить все, что говорилось за последний год о состоянии жилищно-коммунальной сферы, то обнаружится, что целая куча таких предприятий находятся если не в банкротстве, то в предбанкротном состоянии, регулярно тянут деньги из бюджетов и копят огромные долги перед ресурсоснабжающими предприятиями. Так кто из них пойдет в концессию?
Ответ (вполне официальный) будет для многих неожиданным: никто. Оказывается, все муниципальные унитарные предприятия, которые обеспечивают жителям области услугами тепло-, водо- и прочего снабжения, очень даже эффективны. Вот официальная версия от департамента ЖКХ Ивановской области:
«В октябре текущего года органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области в соответствии с совместным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Минэкономразвития России от 7 июля 2014 г. № 373/пр/428 проведена оценка эффективности управления государственными и муниципальными предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории региона.
По информации администраций муниципальных образований в ходе проведенной оценки государственные и муниципальные предприятия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющие неэффективное управление, не выявлены.
В установленные сроки соответствующая информация была направлена в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».
Понятно, что все эти отчеты ложатся не на стол Михаила Меня, а то, думаю, у него бы возникло немало вопросов относительно адекватности или департамента ЖКХ нашей области, или муниципальных чиновников, или критериев, по которым оценивалась эффективность. Потому что достаточно вспомнить один лишь шуйский МУП ЖКХ, который уже всех довел до икоты своими непрекращающимися попытками закупить-таки новенькую «Тойоту», и при этом получить еще субсидии из тощего шуйского бюджета на 17 млн (эти деньги г.о. Шуя взял в кредит у банков и платил из бюджета проценты). При этом есть ведь еще и МУП «Приволжское ТЭП» с его многомиллионными долгами ресурсоснабжающим организациям, и МУП «Южское ММПО ЖКХ», и МУП «Китовская коммунальная компания», находящиеся в процедуре банкротства и многие другие муниципальные предприятия, работа которых вызывает, мягко говоря, вопросы. Но, как говорят в департаменте ЖКХ, неэффективных у нас нет.
Кстати, в областном центре подходят к этим вопросам еще проще. Вы думаете, что самым неэффективным у нас является «Ивгортеплоэнерго» с его миллиардным долгом (и при этом, кстати, регулярно показывающий прибыль)? Нет, нет и еще раз нет. Речь-то в приказах Минстроя идет о МУПах, а тут как раз недавно и «Ивгортеплоэнерго», и «ИГТСК», прежде чем слиться в экстазе единой теплоснабжающей компании с компанией (уж извините за тавтологию и двусмысленность) Вексельберга (ТГК-6 – Волжская ТГК), быстренько, но по решению Ивановской городской думы акционировались и стали ОАО. Так что теперь начальник управления ЖКХ администрации г. Иванова Евгений Бадигин на голубом глазу может отвечать на вопросы всяких любопытствующих, что «в настоящее время в городском округе Иваново отсутствуют муниципальные предприятия, осуществляющие свою деятельность в сферах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения». А на нет, как известно, и суда нет.
Нежелание муниципалитетов отдавать свои, пусть и убыточные, но такие родные МУПы на конкурс по передаче в концессию чужому дяде, теряя контроль над субсидиями из областного бюджета и прочими прелестями, в общем-то, понятен. Надежды на то, что чиновники из Минстроя не поедут проверять достоверность информации по МУПу из каждого Китова или Верхнего Ландеха – тоже. В итоге мы получаем искусство ради искусства: методики разработаны, указания и приказы спущены в регионы, десятки пачек бумаги изведены для распечатывания различных отчетов и проч., а с места ничего не сдвигается. То есть благие (если они, конечно, благие) намерения чиновников из Минстроя традиционно ведут в сторону, противоположную изначально задуманной.
На этом месте заинтересованный читатель, у которого хватило сил прочитать стока многабукав на отвлеченную тему, задаст вопрос: а что, вы думаете, в Минстрое дурачки совсем сидят? Вы им эти свои вопросы задайте. Задали. И оперативно получили ответы. Думаю, они будут интересны всем, кто включен в вышеупомянутые процессы.
«Субъекты завершают работу по оценке эффективности унитарных предприятий, - сообщили нам в Министерстве строительства и ЖКХ. - Мы ужесточили критерии этой оценки. До конца декабря вся необходимая информация поступит в Минстрой.
Что касается достоверности информации из регионов, то мы проанализируем поступившую информацию, перепроверив соответствующие показатели, и опубликуем ее на сайте Минстроя России. Далее - запустим процедуру проведения конкурсных отборов.
Мы допускаем, что отдельные власти, не желая выставлять инфраструктуру того или иного унитарного предприятия на публичный конкурс, могут представить недостоверную, некорректную информацию. Но для этого мы совместно со специалистами Федеральной службы по тарифам, исходя из той регуляторной отчетности, которую сдают все организации коммунального комплекса, будем перепроверять данные, предоставленные субъектами РФ. Если при проверке документов мы выявим предприятие, попадающее под критерии неэффективности (несет убытки в течение 3-х лет или не обеспечивает качество услуг), то регион будет нести ответственность».
Попадут ли в поле зрения Минстроя ОАО, 100 % акций которых находятся в муниципальной или государственной собственности? Или же акционирование МУПов и ГУПов – это верный способ избавить инфраструктурные предприятия от передачи в концессию?
«Для начала мы разберемся с унитарными предприятиями, после чего займемся и акционированными компаниями, посмотрим, насколько эффективны акционерные общества, принадлежащие полностью муниципалитетам», - ответил наш источник в Минстрое.
Что касается отсутствия среди критериев оценки эффективности наличия просроченной задолженности перед ресурсоснабжающими предприятиями, то, по мнению специалистов Минстроя, этот критерий - не ключевой; кроме того, установить его достоверность можно только в суде: просрочен он или нет. Именно поэтому этот критерий не включали в систему оценки эффективности.
1000inf.ru