К нам приехал… и уехал
Очередной визит премьер-министра Дмитрия Медведева и очередное совещание под его председательством по развитию и поддержке текстильной и легкой промышленности, которое состоялось в Иванове 31 октября, вызвало временный всплеск активности вокруг этой самой промышленности – по крайней мере медиаактивности. Комментарии губернатора Павла Конькова относительно документально зафиксированных решений, принятых на этом совещании, можно охарактеризовать как сдержанно-оптимистичные: и в протокол внесены конкретные поручения министерствам, в том числе по включению комбината искусственного волокна в перечень приоритетных инвестиционных проектов, и ситуация сейчас благоприятная – тема импортозамещения вновь стала модной, и предложение определить Ивановскую таможню в качестве центральной таможни по приему тканей, пряжи, изделий текстильного назначения, ввозимых в центральную часть России, федеральные власти услышали.
Если принять в расчет неповоротливость государственной машины, огромное число различных согласований и подписаний и прочую федеральную бюрократию, то оптимизм Павла Алексеевича действительно можно разделить. Другой вопрос, будут ли все эти поручения и рекомендации выполнены, поскольку в каждом кабинете и кабинетике, особенно в Москве, свои игры, и по части замыливания поручений там сидят великие мастера.
Впрочем, есть и другой повод для надежд на то, что ситуация в текстильной (или уж бог с ним, с текстилем – всё равно перенос производства к сырьевой базе уже давно стал общемировой тенденцией) и легкой промышленности если не улучшится, то по крайней мере останется стабильной. Высокопоставленные чиновники областного правительства в последнее время в разговорах из серии «не для печати» стали упоминать, что после смены команды в Минпромторге предложения ивановцев стали получать реальную, а не формальную поддержку. Что-то где-то стало шевелиться и двигаться. Конечно, ни проблем необходимости модернизации производства и повышения производительности труда, ни проблем необходимости принципиального изменения ассортимента продукции это движение и шевеление пока не решит. Но по крайней мере здесь уже есть о чем говорить, в отличие от ситуации 2008 года, когда тот же Медведев, еще в должности президента РФ, провёл в Иванове заседание Госсовета, после которого не осталось ничего, кроме треска помпезных речей.
Кроме того, в протоколе совещания, которое провёл Медведев-премьер 31 октября, по большинству пунктов обозначены сроки исполнения поручений (по большей части – I квартал 2015 года, но по некоторым – 16 декабря 2014 года). Так что уже в середине декабря будет понятно, действительно ли федеральная избушка решила медленно и со скрипом развернуться к отечественному легпрому передом. Или же дорогой Дмитрий Анатольевич просто не знал, чем заняться по дороге на дачу, вот и решил в очередной раз поговорить о текстиле.
На ком затянут пояса?
Смутные ощущения относительно того, что власти всех уровней в ближайшие месяцы будут демонстрировать включение режима жёсткой экономии, возникшие в конце октября, подтвердились. При принятии областного бюджета в первом чтении тезис о сохранении социальной направленности бюджета и концентрации всех ресурсов на этой социальной направленности использовался неоднократно. В первую очередь, в тех случаях, когда кто-то пытался напомнить о поддержке бизнеса или реализации каких-то проектов. Во вторую – когда речь заходила о снижении налоговых ставок. Впрочем, до трибун предложения снизить и поддержать практически не доходили, исключая разве что заявления на расширенном заседании правления СПП Ивановской области. Но, согласитесь, странно было бы услышать от уважаемого Алексея Жбанова призывы повысить налоги или снизить объёмы господдержки.
Вот итоги того самого затягивания поясов: в Ивановской области заметно вырос транспортный налог (исключение – маломощные легковушки и мотоциклы, а также относительно новые автобусы большой вместимости); введён налог на недвижимость для торговых и офисных центров площадью свыше 5000 квадратных метров; с 1 января налог на имущество физических лиц будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости этой недвижимости (информация из Ивановской городской думы относительно того, что в следующем году налог на имущество для физлиц останется без изменений, оказалась неверной); сокращаются меры социальной поддержки ряда категорий граждан (в частности, не будут индексироваться различные социальные выплаты). И даже в правительстве Ивановской области пройдут сокращения – аж на 10%. Причем зампред правительства Дмитрий Куликов подтвердил, что это будет касаться как штатной численности, так и фонда оплаты труда (правда, не уточнил, насколько).
И это ещё далеко не всё, потому что целый ряд моментов отдан на откуп муниципалитетам. Например, именно органы местного самоуправления будут утверждать ставки налога на имущество для физлиц. На момент сдачи этого номера в печать уже было известно, что в областном центре для немалой части собственников недвижимости платежи этого налога вырастут, мягко говоря, существенно. Платить по-новому, правда, придётся только в 2016 году. Зачем областные власти ввели для физлиц налог на имущество по большому счету понятно: чтобы прикрыть лазейку для владельцев коммерческой недвижимости, которые уже давно сообразили, что избежать больших налоговых платежей можно, переоформив торговые и офисные помещения на «физиков». Так вот, в Иванове для этой категории недвижимости, принадлежащей физлицам, установлена ставка налога на имущества в 2% от кадастровой стоимости.
Кроме того, со следующего года для промышленных предприятий в Иванове отменяется льготная ставка земельного налога. Помнится, ещё несколько лет назад уже упомянутый Алексей Жбанов доказывал властям областного центра, что земельный налог для промышленности надо снизить ещё больше, до 0,9% от кадастровой стоимости (которая как раз в тот период заметно выросла). А председатель регионального отделения ОПОРА РОССИИ Василий Скворцов несколько последних лет пытается добиться, чтобы и власти, и налоговики распространили ставку 1,1% если не на все организации, то хотя бы на те, которые ведут производственную деятельность (это забавный ивановский парадокс, когда налоговики считают промышленными предприятиями только те, которые были таковыми ещё в советские времена; если же предприятие, например, среднее, построено в 2000-х годах, то оно вроде бы и не промышленное и платит земельный налог по ставке 1,5%). Ну вот, теперь действительно всех уравняли – дали по максимальной ставке. Правда, в мэрии говорят, что с 2015 года действует новая кадастровая оценка земли, и земли под промпредприятиями заметно подешевели, и вообще промышленные предприятия накопили немаленькие долги по этому налогу. Тем не менее рост платежей будет.
Дальше можно не рассказывать, ведь всё понятно, да? Власти всех уровней пытаются получить максимум доходов в бюджеты, потому что и без пугающих статистических данных (например, долги по зарплате в Ивановской области за год выросли с 0 до 81,7 млн рублей) понятно: все экономические показатели падают, и со старыми налоговыми ставками мы получим такой дефицит бюджета, что никакие бюджетные кредиты не спасут.
В то же время у многих (и не только у так называемых блогеров) возникают вопросы относительно эффективности расходования бюджетных средств. Ну, сэкономили на выдаче детского питания детям до трёх лет, урезали нормы выдачи молочной смеси и каши – что, люди сами не смогут обеспечить себя этими копеечными и не слишком качественными кашами? Ну, прекратят компенсировать часть стоимости школьных завтраков учащимся младших классов – что, родители не потянут платить не 30 рублей в день, а 60? А для бюджета это нормальная экономия, как говорится, пять старушек – уже рубль. Но когда одновременно с экономией на младенцах и школьниках правительство закупает новые автомобили на сумму боле 13 млн рублей, все эти кашки и завтраки выглядят немного по-другому. А если поверить слухам о том, что автомобили с пробегом из гаража правительства области продаются по очень смешным ценам (например, одну из Volvo, говорят, продали с аукциона (!) с номерами АМО за 200 тысяч рублей), то получается уж совсем свинство.
Если уж власти шкурят, как могут, прикрываясь низкими поступлениями в бюджет из-за замедления экономики и красивыми словами про социально ориентированный бюджет, то могли бы как-то оптимизировать и свои расходы. Даже не так: в первую очередь надо было бы оптимизировать свои расходы. И не 10-процентным сокращением штатов, под которое скорее всего попадут только «мертвые души», а на самом деле немного поумерить аппетиты в плане автомобилей, очень важных поездок в Крым и прочая и прочая. Требовать заплатить налоги в полном объёме и платить зарплаты «вбелую» и при этом, не стесняясь, демонстрировать, на что на самом деле пойдут эти деньги, как-то даже неприлично.
«Тепличное» дежа вю
В ноябре получил продолжение сюжет о совхозе «Тепличный» – вполне логичное и при этом демонстрирующее отношение государства к своей собственности. Ну и всплыл ещё ряд моментов, о которых вслух никто предпочитает не говорить. Итак, после прошлых отключений газа, митингов и смены руководства предприятия (которое, кстати говоря, не может пожаловаться на проблемы со сбытом своей продукции, особенно сейчас, после введения запрета на ввоз в том числе плодоовощной продукции из стран ЕС) совхоз за год увеличил долг за потребленный газ с 50 млн рублей до 133 млн, зато закрыл долг по кредитам перед банками и вывел из-под залога один из земельных участков. Получить госгарантии правительства Ивановской области так и не удалось, в том числе из-за того, что собственник (Росимущество) сидел на попе ровно и никаких телодвижений весь этот год не предпринимал.
Нехорошие газовики в лице «Газпром газораспределение Иваново» решили больше не кредитовать «Тепличный» (а что, долг за энергоресурсы – это ведь тоже своего рода кредит, кстати, под очень низкие проценты) и подали заявление о банкротстве предприятия. Заявление принято к рассмотрению. К газовикам быстренько присоединились энергетики: «Ивэнерго» подал аналогичный иск, правда, долги за электроэнергию у «Тепличного» поскромнее, всего 17 млн рублей.
Дойдет ли дело до введения процедуры банкротства или сердце успокоится на каком-то промежуточном результате – пока непонятно, так как, по словам участников процесса, ситуация меняется буквально каждый день. Другое дело, что в данном случае уже давно стало очевидным: государство для подобных предприятий неэффективный собственник и никакого смысла сохранять «Тепличный» в федеральной собственности нет. Здесь могут возникнуть вопросы, а почему же совхоз, который неоднократно попадал в план приватизации, так и не был выставлен на торги? Есть несколько версий по этому поводу, и все они так или иначе связаны с бывшими руководителями «Тепличного». Насколько эти версии соответствуют действительности – бог весть, но думаю, что сейчас не лучшее время вытаскивать их на поверхность. Пусть всё немного устаканится.
Что-то подсказывает, что «Газпром» вряд ли будет сам выращивать огурцы и помидоры – уж слишком непрофильный актив. Зато, говорят, уже появились какие-то московские инвесторы, готовые вкладывать в «Тепличный» немаленькие суммы. Дай бог, чтобы они пришли с целью действительно работать, а не тупо высасывать дотации из программ Минсельхоза.
На одной трубе сидели
А вот сказка про белого бычка в теплоэнергетике областного центра, похоже, подходит к финалу. Ивановская мэрия и КЭС-холдинг начали приподнимать завесу тайны над тем, что будет с теплоснабжением города Иваново. Вернее, по какой схеме предполагается слить… пардон, создать единую теплосетевую организацию.
Забавно, но в случае с «Ивгортеплоэнерго» применялся тот же прием, что и на «Тепличном». То есть сначала набрали кредитов у банков, а потом гасили их, параллельно наращивая долги за энергоресурсы. Можно долго рассуждать о том, что причина появления этих долгов – несовершенные схемы расчётов с потребителями (а что ж все эти годы никто не попытался крякнуть на федеральном уровне, что считать гигакалории и кубометры, поступающие в дома потребителей, надо как-то по-другому?), отсутствие приборов учета и прочая, и прочая, и прочая. Но в итоге муниципальные предприятия (теперь уже не МУПы, а ОАО, акции которых находятся исключительно в муниципальной собственности) рано или поздно будут сданы в аренду (вернее, их имущество) тому самому КЭС-Холдингу, перед которыми они накопили долг больше миллиарда рублей.
Говорят, что КЭС-холдинг хотел взять в аренду эти предприятия еще в 2009-2010 годах, однако тогда сделка не срослась – вроде как на Пушкина, 9 о чём-то не договорились. В результате муниципальные предприятия теплоэнергетики вкупе с ивановским «Водоканалом», который теперь Михаил Мень хвалит на всю страну как пример эффективного муниципального предприятия, чуть было не ушли со всеми потрохами великому и ужасному «Энергостриму». К счастью, всё-таки не ушли. Зато теперь (без «Водоканала») уходят к КЭС-холдингу.
Может, это и неплохо – цепочка перепродавцов тепловой энергии в городе сократится. К тому же КЭС – это вам не «Энергострим», не обременённый активами: у компании Вексельберга здесь вполне ощутимое имущество, и вряд ли стоит подозревать «больших» энергетиков в намерениях затеять игры, в которых так поднаторели многие энергосбытовые компании. Однако остаются вопросы тарифов – в первую очередь, для крупных потребителей. Да, их, в том числе для юридических лиц, утверждает РСТ Ивановской области. Но, как показала практика, это еще не гарантия отсутствия резкого скачка.
Часть депутатов Ивановской городской думы уже насторожилась: в новом предприятии город получит 25% плюс 1 акцию, а значит, муниципальная власть потеряет рычаги влияния на тех, кто обеспечивает, в том числе население областного центра, теплом и горячей водой. Тут есть вопрос: а что, раньше власти как-то влияли на теплоэнергетику? Сдерживали рост тарифов, вкачивали бюджетные деньги в развитие, применяли административные рычаги для снижения платы за ОДН по горячей воде или для моментального устранения инцидентов на сетях? Нет, конечно.
По большому счету в областном центре сейчас проходит эксперимент: что будет, если отдать немаловажную часть коммунальной инфраструктуры частной компании. Чем он завершится, пока непонятно. Но зато очевидно: в самой выигрышной ситуации оказались те, кто, несмотря на немалые затраты и кучу проблем с оформлением документации, перешёл на газовое отопление.