Впрочем, это еще цветочки по сравнению с тем, насколько может «похудеть» областной бюджет, причем в ближайшее время. В суд на Ивановскую область собираются подать энергетики – филиал «Ивэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» – которым, по их мнению, уже несколько лет тарифы повышают на величину заметно меньшую, чем им требуется.
Система тарифного регулирования сейчас довольно запутанная, и для того чтобы разобраться в ней, нужно обладать специальными знаниями. Если объяснять на пальцах, то дело обстоит так.
Сетевым организациям (тем, кто транслирует электроэнергию по проводам), к которым относится и «Ивэнерго», тарифы устанавливает Региональная служба по тарифам. В отличие от сбытовых организаций, не имеющих производственного комплекса, сетевики направляют доходы, полученные от тарифа на передачу, в том числе, на ремонт и реконструкцию сетей, подстанций и прочего оборудования.
В Ивановской области применяется так называемый котловой метод установления тарифов – когда потребители, относящиеся к одной группе, платят за передачу по одному и тому же тарифу, а выручка сетевых организаций затем перераспределяется между ними в зависимости от расходов на передачу. При расчете, какая сетевая организация сколько получит, учитывается НВВ – необходимая валовая выручка, то есть доходы, которые действительно нужны сетевой организации для надежного функционирования.
При этом с 2011 года «Ивэнерго» перешло на так называемое RAB-регулирование тарифов – то есть на долгосрочное регулирование тарифов. Грубо говоря, «на краю» было рассчитано: ежегодно РСТ Ивановской области увеличивает именно «Ивэнерго» тариф на такую-то величину, при этом сетевая организация вкладывает в реконструкцию своих объектов столько-то денег.
Однако затем на федеральном уровне власти решили, что надо серьезно ограничить рост тарифов на электроэнергию для конечных потребителей. Причем не за счет генерации или сбытовиков, а за счет сетевых компаний. В итоге то же «Ивэнерго» ежегодно получало рост тарифов значительно меньше, чем рассчитывало изначально. Причем расходы эти экономически обоснованы. Более того, есть решение контрольно-рвизионного управления ФСТ России о том, что Ивановская область должна компенсировать «Ивэнерго» недополученную НВВ в размере 185 млн рублей. Отдадут их или нет – пока непонятно. Но только за период 2011-2014 года филиалу «Ивэнерго» должны вернуть аж 790 млн рублей (так называемое «сглаживание» НВВ).
Вернуть их можно двумя способами: повысить тарифы или выплатить из бюджета региона. На первое областные власти вряд ли пойдут, поскольку ФСТ установила для сетевых компаний Ивановской области рост с 1 июля следующего года не более 6 %, а с 1 июля 2016 года – не более 5 %. А для того чтобы компенсировать то, что уже недополучило «Ивэнерго», надо поднять тарифы на передачу аж на 52 %. Конечно, можно компенсировать этот рост снижением сбытовой надбавки для сбытовых компаний, но тогда взвоют и они, в первую очередь, ЭСК «Гарант». А «Гарант» - нет, не аффилирован боже упаси! – весьма близок к КЭС-холдингу, которому ивановская мэрия хочет сплавить муниципальные теплоэнергетические предприятия с их долгами… В общем, вряд ли областные власти решатся покуситься на святое.
Второй вариант, судя по проекту бюджета Ивановской области на 2014 год, тоже не рассматривается. В итоге, как отмечается в письме гендиректора ОАО «МРСК Центра и Приволжья» Евгения Ушакова на имя Павла Конькова (тогда еще врио губернатора, поскольку письмо датировано 11 сентября этого года), «в случае непринятия мер по поэтапной компенсации накопленного «сглаживания» НВВ в 2015 году, сумма задолженности, подлежащей возврату в соответствии с нормами действующего законодательства в 2017 году, возрастет до 1,5 миллиардов рублей и потребует одномоментного увеличения тарифов на услуги по передаче электроэнергии в 1,7 раза, что неприемлемо для потребителей региона».
Самое неприятное в этой ситуации, что она может быть разрешена и вот каким образом: «Ивэнерго» обращается в суд, предоставляет все расчеты, и суд устанавливает сумму, которую надо вернуть сетевой организации. И затем сетевая компания может потребовать, чтобы эти деньги были возмещены из областного бюджета (в соответствии с федеральным законом «Об электроэнергетике» и постановлением правительства РФ № 603 от 01.07.2014 года).
Напомню, что бюджет Ивановской области на 2015 год составляет 34 млрд рублей. И 790 млн, и 1,5 млрд рублей – сумма не то чтобы заметная, а просто очень существенная для него.
Павел Коньков, опять же напомню, в курсе проблемы – уже упомянутое письмо Ушакова было не первым, и, судя по всему, не последним. Однако пока областное руководство предпочитает просто не замечать назревающую проблему. Или же решать как-то очень субъективно: например, восстанавливать НВВ весьма скромными порциями (так, в 2014 году «Ивэнерго» получило 85 млн из определенных приказом ФСТ 270-ти). В общем, тишина и покой, а тем временем сумма компенсации энергетикам все растет и растет, и вскоре из почти миллиарда превратится в полтора.
Вот интересно, когда «Ивэнерго» все-таки дойдет до суда, какой путь выберут власти? Переложат финансовую нагрузку на плечи потребителей, включив недостающую сумму в тарифы, или выплатят эти деньги из бюджета, сэкономив на чем-нибудь ненужном (на чем-нибудь нужном сэкономить не получится, потому что Audi для губернатора уже закуплен).
И еще вопрос: тут наш всенародно любимый министр строительства и ЖКХ Михаил Мень настаивает на введении долгосрочного тарифного регулирования не только в электроэнергетике, но и в других сферах. В теплоснабжении, в водоснабжении, например. Представляете, какие рожки да ножки останутся от бюджета, скажем, году эдак к 2023-му?
P.S.: Может быть, я что-то кардинально недопонимаю в этом тарифно-бюджетном винегрете. С удовольствием узнаю точку зрения руководства области.
P.P.S.: Если что – «Ивэнерго» не оплачивало размещенный выше текст. Это чисто мое личное любопытство по поводу бюджета. Социально ориентированного, как известно.