Ежедневная газета – это не только определенная периодичность, это и набор жанров, которые не найдут себе места ни на телевидении, ни в Интернете.
Если бы семья староверов Лыковых была обнаружена на Алтае сегодня – ни Василий Песков, ни кто-то другой не смог бы написать про них захватывающую историю. В тайгу немедленно ринулись бы телевизионщики с камерами – всё переполошили бы ради сенсационного сюжета, всё нарушили бы и растоптали. В лучшем случае получился бы часовой эфир на следующий вечер у Андрея Малахова. И мы бы не почувствовали, что нас обделили. Мы быстро привыкаем довольствоваться малым и низкокачественным.
Представьте, что нашлась библиотека Иоанна Грозного, а там среди прочего летописи XIV века из монастыря, который стоял на территории сегодняшнего Иванова. Интересно? Конечно. Но где это публиковать? В трехминутном новостном сюжете на «Барсе» или в Интернете (где большие тексты воспринимаются с трудом)?
В Иванове сегодня почти никто не пишет очерки – газетные истории о простых людях (типичных, но выделяющихся представителях той или иной социальной среды). Не будет ежедневных газет – такие очерки пропадут навсегда. Вы скажете, что и сегодня они никому не нужны. Вполне возможно – но это плохо. Мы перестали понимать друг друга, мы не знаем, как и чем живут люди, скажем, в Пестяковском или Юрьевецком районах. Мы вполне искренне можем удивляться, что кто-то там ещё живет, трепещется, что-то планирует. Мы (общество) перестали заглядывать в зеркало газет, ощупывать себя, оправляться. Мы не чувствуем ни страны, ни области, ни даже соседнего подъезда («мы живем, под собою не чуя страны»).
Последний фильм Андрея Кончаловского (получивший венецианского льва) – киновариант того большого газетного очерка, о котором я сейчас говорю. Для этого жанра не нужны информационный повод (о котором без устали твердят современные редакторы), комментарии чиновников, полярность экспертных мнений. Нужен лишь чистый взгляд, размеренность и неторопливость в подготовке и в изложении.
Посмотрите сегодняшние теленовости. Корреспонденты говорят торопливо и совсем не так, как в жизни. (Региональные журналисты фанатично подражают немецким лающим интонациям Ольги Скабеевой или Ирады Зейналовой.) Интеллигентные, выверенные голоса советских дикторов (того же Левитана) на сегодняшнем телевидении или радио кажутся смешными, они выбиваются из контекста.
Я сейчас пишу во многом о внутрицеховых проблемах. Но журналистика – ведь очень чутко подстраивается под социальный запрос. Какое общество – такие и СМИ: непрофессиональные, торопливые, неискренние, ограниченные.
Тираж «Рабочего края» и «Ивановской газеты» за двадцать последних лет упал в тридцать раз. Сейчас он на уровне трех тысяч экземпляров (полагаю, значительная часть не распродаётся, отправляется в утиль). Цифра – несерьёзная и нерентабельная. Думаю, что во многом проблемы связаны с личностью главных редакторов (ивановцам давно не везёт). Хотя очевидно, что и советских тиражей уже никогда не будет. Но ведь как-то жили газеты до революции (когда грамотных людей было шиш да маленько), как-то сколачивали свои состояния газетные короли. Надо просто перестроиться, подумать как следует (газеты разучились этому, не учат и нас).
Расцвет Иванова (политический и культурный) – двадцатые годы прошлого века. Безуездный город вмиг возвысился над древними статусными соседями: Владимиром, Костромой, Ярославлем (тому много причин). Ивановцы на полном серьёзе ощущали себя тогда наравне со столичными жителями. У нас работало одно из крупнейших в стране книгоиздательств, печаталась лучшая провинциальная газета («Правда» не раз ставила в пример «Рабочий край»). Иваново воспринималось (и внутри локуса и вне его) городом нового типа, воплощением советской мечты (хоть в реальности всё было не так радужно). Когда в 1929 году Иваново стало центром крупной промышленной области – это выглядело как само собой разумеющееся. «Столичность» (надменное ощущение самодостаточности) была выношена и выкормлена в рамках культуры. Иваново уже было готово примерить и нести шапку Мономаха.
Экономическое развитие региона невозможно без определённого уровня регионального самосознания, без веры в собственную землю (без её понимания). Обратите внимание, что секретарь обкома Клюев одновременно проводил модернизацию ивановских фабрик и возрождал местную мифологию (при нём появились памятник на площади Революции, мемориал на Красной Талке, Музей первого Совета и многое другое).
…Я вовсе не призываю закрыть глаза на проблемы ивановской бюджетной прессы и спасать её любой ценой. Я о другом – всё взаимосвязано. Не стоит крушить и ломать то, что существовало до нас (речь и о детских домах, и о трамвайных рельсах, и о газетах) – всё это придумано не просто так. А культура неразрывна от политики и промышленности, как климат от сельского хозяйства и этнической ментальности. Надо понимать.