***
Изначально Наталья Ковалева предложила «объективно взглянуть на эту проблему», то бишь на проблему начисления платежей за коммунальные ресурсы, потребленные на общедомовые нужды. Насколько это возможно и что каждый из участников встречи понимал под термином «объективность» - осталось загадкой. Но сам факт того, что уже года 4 обращения граждан по вопросам ОДН идут непрерывным потоком во все инстанции, включая судебные, сам факт того, что рассматривать эти проблемы стали уже на экспертном совете при уполномоченном ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА должен был навести хоть кого-то на мысль о том, что в консерватории что-то неладно. Не навел. Видимо, по очень простой причине: в последнее время стало очень модным (на этом месте возникает ощущение дежа вю, поскольку вроде бы об этом я уже где-то упоминала, ну да ладно) обвинять во всех проблемах самих граждан. Они, дескать, у нас инфантильные, настроения у них патерналистские, они считают, что все должно решать государство, а сами не могут попы от диванов оторвать, чтобы прийти на общее собрание и решить важнейшие для дома вопросы. А еще воруют электроэнергию, копят долги за жилищно-коммунальные услуги и ставят магниты на счетчики. И никак не хотят граждане осознать, что они у нас аж с 2005 года (если не ошибаюсь, но пара лет в данном случае непринципиальна) собственники не только своих квартир, но и всего дома в целом, и не выполняют своих обязанностей (то есть обязанностей собственников), прописанных в Жилищном кодексе.
В этом утверждении есть доля правды. Я, например, живу в частном доме. И почему-то мне не приходит в голову требовать от государства каких-то денег на проведение капитального ремонта моего дома. Поплыл фундамент – значит, надо брать кредит, искать бригаду рабочих и ремонтировать. Иначе без дома останусь. А жители многоквартирных домов почему-то считают, что платить за капремонт за них должны город, область, федерация, кто угодно, только не они.
Вроде все так, кроме одного маленького, но принципиального нюанса. Я сама покупала свой дом. И если что не в порядке, то, как говорят наши уже не братья-украинцы, бачыли очи, що купувалы. А жители многоквартирных домов (в первую очередь, те, кто когда-то получал квартиры от государства, а впоследствии приватизировали это жилье) не имели никакого выбора. Дали квартиру – бери пока дают. И не интересуйся, когда там был капремонт, все равно это не твоя забота. Кто же мог знать тогда, что в итоге государство (муниципалитет, регион, федерация) благополучно спихнет все это на плечи собственников, и с облегчением вздохнет: теперь пусть они за все отвечают. Независимо от того, в каком состоянии находится дом. Хотя именно государство десятилетиями не проводило капремонт, при этом не забывая собирать на этот капремонт деньги.
И вот с платой за ОДН происходит то же самое. Что у нас на сегодня объявлено главной проблемой при начислении ОДН? Несоответствие техпаспорта дома реальности? Ну да, ну да, именно это, поскольку с января всех жителей области ждет еще один подарок в виде нормативов на ОДН по целому ряду коммунальных ресурсов (это отдельная тема, о которой можно будет более подробно узнать в газете «1000 домов»). И для определения платы при начислении ОДН по нормативам размер площади мест общего пользования принципиально важен.
Чиновники уже сейчас признают, что техпаспорта устаревшие, при этом зачастую по ним невозможно определить площадь тех мест общего пользования, которые должны включаться в расчет платы за ОДН (напомню, чердаки и подвалы не должны включаться), в результате эта площадь может быть в несколько раз выше реальной, а значит, и плата жителям начисляется в несколько раз выше, чем надо. Ресурсоснабжающим организациям (при отсутствии общедомовых счетчиков, разумеется) это на руку. Стоимость нового техпаспорта – от 70 тысяч рублей, в зависимости от размеров дома. Заказать новый техпаспорт в БТИ управляшка или ТСЖ может только с согласия общего собрания, которого (согласия) жители, естественно, не дают.
Заявления чиновников о том, что – ура! – найдено решение проблемы: РСО согласились учитывать площадь мест общего пользования не по техпаспорту, а по выписке из него, которая значительно дешевле, разбиваются о суровую действительность. Известный ЖКХ-активист Александр Кротов рассказал, что когда была предпринята попытка получить в БТИ эту выписку, оказалось, что все равно надо переделывать техпаспорт, а это все те же 70 и более тысяч рублей. Так что круг замкнулся, и все решения на благо жителей оказались пшиком.
Это так, маленький пример того, куда ведут дороги, вымощенные благими намерениями чиновников.
Да, граждане сами хороши: требования уважаемого человека, председателя адвокатской палаты Юрия Дрондина вернут советскую систему ЖЭКов и прочих контор, которые бы за государственный счет ремонтировали дома и платили бы сами за ОДН, ввергли в шок не только чиновников. Но как только эти самые граждане начинают разбираться в нашей весьма запутанной системе ЖКХ, выясняется, что замкнутых кругов там полно, и писать жалобы можно до посинения и без всякого эффекта. Единственный реальный выход: организовать ТСЖ, стать его председателем и лично заниматься управлением домом, разбираться во всем и отвечать за все. Много таких дураков вы знаете?
Самое печальное, что все пожелания и рекомендации, принятые по итогам заседания экспертного совета, относятся к области маниловщины. Прозрачности тарифов вы хотите? Так все что нужно, выложено на сайте РСТ. А сколько автомобилей будет покупать поставщик электроэнергии и какая зарплата у директора «Водоканала» - это лишнее, не надо это никому знать. И когда ваш любимый Минстрой загонит платежи за ОДН в плату за жилищные услуги, там уже даже специалисты РСТ не разберутся, где какие деньги, поскольку жилищные услуги государственному регулированию не подлежат.
Хотите, чтобы расчеты осуществляли только ресурсоснабжающие организации? Так вам общественность в лице Александра Кротова заявляет, что не надо, что пусть УК этим занимаются, как и положено по Жилищному кодексу. И неважно, что, похоже, уважаемый Александр Петрович упорно отстаивает интересы определенных управляющих компаний, на что ему указал его давний оппонент начальник управления ЖКХ г.Иванова Евгений Бадигин. Часть дискуссии явно продемонстрировала то, что многие представители общественности до сих пор воспринимают управляющие компании не как хозяйствующие субъекты, а как часть государственной машины, обязанной обслуживать граждан, невзирая ни на какие убытки.
Рекомендуете гражданам снимать показания индивидуальных приборов учета одновременно, в последний день месяца? Да многие клали с магнитом на эти рекомендации. И прочее, и прочее.
Основная беда в сфере ЖКХ в том, что чиновники на всех уровнях никак не могут понять: введением в действие Жилищного кодекса невозможно изменить психологию людей, заставить их в одночасье почувствовать свою ответственность не только за свою квартиру, но и за крышу, двор, подвал. И никакой разъяснительной работы, кроме заявлений «вы теперь обязаны» не ведется вот уже 7 лет. Возвращаясь к тому же капремонту: если решение о способе накопления жители должны были принять до 1 ноября, где же вы были, дорогие чиновники и депутаты, все лето? Выборы губернатора проводили? Агитировали по городам и весям вместо того, чтобы дойти до каждой бабки у подъезда и объяснить ей, что было, что будет и чем сердце успокоится с этим капремонтом? Вот и получайте проблемы и не жалуйтесь на отказ платить за капремонт и на инфантильность жителей.
С ОДН – ровно то же самое. С января вводится норматив на ОДН по водоснабжению? Так что ж вы, родные, молчите и не объясняете людям, что за циферки они увидят в своих квитанциях? И не вашим чиновничьим сленгом, из которого нормальному человеку понятны только союзы и предлоги, а доступным русским языком. И не в «Рабочем крае» и «Ивановской газете», и не на официальных сайтах, а в листовках, положенный в КАЖДЫЙ почтовый ящик и не по разу. У вас ведь есть деньги на информационную политику. Вот и потратьте их хоть раз не для того чтобы потешить свое самолюбие, а, пардон за высокий слог, на благо жителей.
По большому счету, все это касается любой проблемы в сфере ЖКХ. И выхода из этого круга не видно. И не будет видно до тех пор, пока вместо рассказов о том, какие чудесные у нас власти, мы не получим фактическое просвещение населения в сфере ЖКХ. То есть, никогда.
1000inf.ru