Последние
новости

Юрий Токаев про санкции

«В России те, кто занимается бизнесом в машиностроении, в цирке не смеются»
4 мин
17 октября, 2014
Юрий Токаев, президент Союза промышленников и предпринимателей Ивановской области, председатель совета директоров ОАО «ПСК»

В последнюю неделю часто можно услышать мнение о том, что санкции, введенные как в отношении России, так и самой Россией, позитивно отразятся на развитии отечественного сельского хозяйства и пищевой промышленности. А как все эти санкции повлияют (или уже повлияли) на машиностроение, в частности на ОАО «МК «КРАНЭКС»? 
Никак. 
Все санкции, какие только возможно, против российского машиностроения уже давно ввело правительство РФ. На их фоне санкции Запада не потянут даже на укус комара. 
Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на результаты развития машиностроения за последние 25 лет. Напомню для справки, что в СССР индустриализацию провели за 12 лет с 1929 по 1941 год. 

Есть мнение, что для устойчивого развития различных отраслей российской экономики необходимы также дополнительные меры государственной поддержки. Ваше мнение по этому поводу? Какие меры господдержки, на ваш взгляд, сегодня действительно необходимы отечественному машиностроению? 
Есть известный анекдот, где на вопрос Наполеона, почему не использовали артиллерию и в результате сдали неприятелю город, начальник гарнизона отвечает, что на это было шесть веских причин: 
– Во-первых, у нас не было пороха… 
После этого ему сказали, что остальные пять он может не называть… 
Так и в нашем случае. Для машиностроения и особенно тяжелого, существует условие, при отсутствии которого обсуждать все остальные меры совершенно бессмысленно. 
При ставках кредита выше 6% машиностроение, как бизнес, НЕ СУЩЕСТВУЕТ нигде – ни при капитализме, ни при коммунизме, ни при китайцах. Это аксиома, такая же, как и то, что пушки без пороха не стреляют. 
За доказательствами далеко ходить не нужно. Если посмотреть вокруг, каждый может увидеть во что превратилось за последние 25 лет некогда великое советское машиностроение (авиастроение, станкостроение, судостроение, тракторостроение и т. д. по списку), а также параллельно вспомнить, какие всё это время были банковские ставки. 
Можно составлять любые программы о возрождении и произносить любые заклинания о вставании с колен российской промышленности. Но если при этом тупо продолжать держать двухзначные банковские ставки, то на деле будет продолжаться только деградация. 
Более 25 лет мы постоянно слышим разговоры в верхах про рынок, про западную модель развития и т. п. В этих разговорах концы с концами не сходятся. 
Если российское правительство решило развивать страну по западной модели, то для начала, должно обеспечить для промышленности такие же банковские ставки, как на Западе (сегодня они меньше 5%). И для начала в государственных банках, которые находятся под их полным контролем. Напомню, что по активам 70% российских банков контролируются государством. 
А пока можно только констатировать, что реальные действия правительства РФ в части структурных реформ в экономике, по факту, прямо противоположны его декларациям на протяжении всех 25 лет постсоветского периода. 
В результате этих действий банковская система, на 70% принадлежащая правительству РФ, на протяжении всех этих 25 лет высасывает через запредельные процентные ставки оборотные средства из обрабатывающей промышленности. 
При этом в случае любого кризиса правительство РФ направляет сотни миллиардов рублей в первую очередь на спасение банков. И после этого там еще делают удивленные глаза и глубокомысленно задают вопрос: а что это у нас в России машиностроение буйно не развивается? 
В России те, кто занимается бизнесом в машиностроении, в цирке не смеются.
12 декабря 2024
Все новости