Последние
новости

НИМ: новое измерение мануфактуры?

Иваново-[Вознесенск]. До востребования
13 мин
16 сентября, 2014
Михаил Тимофеев, главный редактор журнала «Лабиринт»

Фабрика культуры и отдыха
Когда изучаешь практики освоения индустриальных пространств в современных городах, сначала понимаешь, что степень уникальности Иваново-[Вознесенска] не столь велика, но потом чувство исключительности удовлетворяется – мы в арьергарде!
Кризис в текстильной промышленности способствовал перепрофилированию многих производств. Станки пошли в металлолом, а освободившиеся пространства обустраивались с учётом СНиПов и планируемой выгоды с квадратного метра. В результате ивановские фабрики стали офисными и торговыми центрами. Новые моллы в соответствии с имевшимися зарубежными стандартами имели зоны развлечений, фудкорты.
Фабричные здания XIX века – не самый лучший исходный вариант для реноваций. Для извлечения прибыли их порой выгоднее снести и построить современные сооружения. Однако эстетическая привлекательность старой индустриальной архитектуры в соединении с низкими ценами на аренду привлекла полвека назад в пустующие фабрично-заводские пространства людей творческих профессий. Пионерами стали американцы («Фабрика» Энди Уорхола), затем лофты – переоборудованные под жильё и студии помещения заброшенных зданий промышленного назначения – стали появляться в Европе.
В нулевые годы это веяние пришло и в Россию. В Москве появились деловой квартал «Красная Роза 1875» (2003) и loft-квартал «Даниловская мануфактура 1867» (2006), центр творческих индустрий «Пroekt_Fabrika» (2004), центры современного искусства – «Винзавод» (2007), фабрика «Красный Октябрь» (2007), центр современной культуры «Гараж» (2008), центр дизайна и архитектуры «ARTPLAY» и дизайн-завод «Флакон» (2009). Будучи в 2007 году в Питере, я имел возможность наблюдать, как создавался лофт-проект «Этажи» в здании бывшего хлебозавода на Лиговке. Вопрос «Когда же у нас?» был вполне риторическим. Пребывание москвичей в ивановской власти подобному сценарию никак не способствовало.
Бывая в польском и финском alter ego Иванова – Лодзи и Тампере, я сравнивал результаты постиндустриального обновления в этих городах с ивановскими. В Тампере промзона компактно расположена на берегах трёхкилометровой протоки, соединяющей большие озёра. Краснокирпичная архитектура позапрошлого века не претерпела изменений, а вот «начинка» изменилась в полной мере. Главным отличием от ивановских практик было то, что функции преображённых пространств были не только коммерческими (офисы, бутики, кафе и рестораны), но и, условно говоря, «просветительскими» (что, впрочем, не мешает получать прибыль от притока туристов). Прежде всего, это многочисленные музеи – художественные, естественной истории, паровых машин, финского хоккея, шпионажа, муми-троллей и прочие. В музее Werstas, занимающем 5 тысяч квадратных метров, расположена экспозиция, демонстрирующая изменения быта рабочих в ХХ веке. Там, в частности, разместилась АЗС с семейным автомобилем «Фольксваген-жук», действующий зал рабочего клуба. К музейным залам истории жизни пролетариата примыкает обширный Музей текстильной промышленности с образцами тканей различных эпох и со станками в рабочем состоянии.
Аналогичный музей текстиля в Лодзи занимает всё пространство «Белой фабрики» Людвига Гайлера. А в лодзинском ТРЦ «Мануфактура», где опустевшие цеха бывшей фабрики Израиля Познаньского были реконструированы французскими инвесторами, а потом заполнены магазинами, кафе/ресторанами и кинотеатрами, музей занимает довольно скромное пространство. Но и в сравнительно небольшом музее есть и действующие ткацкие станки, и интерактивные мониторы. Можно проследить путь от хлопка и пряжи к ткани, а также набить вручную рисунок. Правда, не на ткань, а на рулон бумаги, собственноручно украшенный кусок которого можно взять с собой в виде сувенира.
Запущенных фабричных пространств в Лодзи не меньше, чем в Иванове. Реконструкция огромного комплекса фабрики «Ксёнжи Млын», куда целиком поместилась бы Большая ивановская мануфактура, не была завершена. Но визитной карточкой обоих городов являются пешеходные зоны, примыкающие к обновлённым индустриальным пространствам. Именно туда приводят гостей, чтобы у них возникло благоприятное впечатление от города.
Я столь подробно описываю случаи ближайших к Иванову «Манчестеров», чтобы перейти к невостребованному иваново-вознесенскому наследию. Пешеходная зона вдоль Уводи у нас появилась, а вот ревалоризация индустриальных пространств практически не идёт. Краснокирпичные строения БИМа смотрят на город с немым укором.

Фабрика счастья
Об идее создания на Новой ивановской мануфактуре творческого кластера я узнал достаточно случайно и в назначенный час пришёл на анонсированный накануне воркшоп. Активистов из местного сообщества в первый раз было показательно немного. Разговор, инициированный директором по региональному развитию московского Центра территориальных инициатив «Архполис» Святославом Муруновым, был предельно конкретным. Согласно представленной им концепции залогом устойчивого развития нового места должно быть сочетание трёх элементов: бизнеса, культуры и образования. Мозговой штурм по вариантам наполнения фабричного пространства дал в качестве результатов именно то, чего в нашем городе либо нет вовсе, либо наличествует в ограниченном объёме. Это Центр современного искусства и арт-резиденция, кафе-клуб «Фабрика-кухня идей» и хостел, книжный магазин-клуб и зимний сад, велодорожки и причал с прогулочными судами…
Параллельно с работой на НИМе Святослав осмотрел ивановские парки. Сначала я не в полной мере понял причину интереса именно к этим объектам городской среды, понимая, что парк Степанова в Иванове и парк Горького в Москве несопоставимы. Впоследствии я осознал, что востребованность парков и наличие в них соответствующей запросам горожан инфраструктуры (или опережающей и стимулирующей эти запросы) – это верный симптом степени витальности городского сообщества. Прокат велосипедов в парке имени Степанова уже есть, возможно, что на очереди буккроссинг, открытые лектории, концерты под открытым небом и другие формы жизнедеятельности, уже востребованные жителями мегаполисов. Писатель Герберт Уэллс, посетивший в 1934 году Москву, назвал парки культуры и отдыха «фабриками счастливых людей». Собственно, «производство счастья» – это и есть цель преобразования индустриального пространства в социокультурное.
Пример создания на базе бывших производственных помещений актуальных постиндустриальных пространств дают уже не только столичные города. Это «Likёrka Loft» в Туле и «Арт-Завод» в Калуге. Совсем недавно в Ярославле на месте транспортного цеха и двора фабрики «Красный Перекоп» (бывшей Ярославской большой мануфактуры) возникло креативное пространство «TEXTIL», а в Костроме в здании бывшей гостиницы «Старый двор» открылся лофт «ДЫМ». Можно ещё указать креативное пространство «Икра» на речном вокзале Волгограда. В Вологде и Пензе при поддержке компании «Архполис» ведётся работа в направлении актуализации местных творческих инициатив, проходят городские фестивали.
Отнюдь не все креативные проекты по преобразованию промзон и отдельных локусов города воплощаются в полной мере. Потенциал «Дизайн-фабрики ЗАРЯ» во Владивостоке не был реализован из-за её удалённости от центра и многих периферийных районов города. С близким успехом можно было бы создавать ивановский творческий кластер на фабрике «Кохма-текстиль». Созданное в 2010 году креативное пространство «Ткачи» в Питере в реконструированном здании бывшей прядильно-ткацкой фабрики имени Петра Анисимова прекратило своё существование после проведения в 2013 году скандальной выставки «ICONS» – владельцы досрочно расторгли договор аренды с оператором выставочного пространства.
Когда осенью 2011 года я жил в Лодзи, то, гуляя по самой длинной в Польше пешеходной улице Пётрковской, буквально в двух шагах от неё обнаружил заброшенные корпуса фабрики с развешанными на трубах теплоснабжения новыми мужскими сорочками. Сейчас это самое новое в городе место проведения досуга «OFF Piotrkowska». Сопоставляя плюсы и минусы модного места, Агнешка Дановска в статье «Изменение «OFF Piotrkowska». Как соблазнить людей с деньгами?» пишет: «С одной стороны, шезлонги, возможность пить пиво на воздухе прямо из бутылки (необязательно купленное здесь же), скейтборд-пандус для болельщиков, с другой стороны – магазины: эксклюзивные вино и сыр и в субботу – эко-рынок. «OFF Piotrkowska» поляризует пафосное пространство для очень молодых и взрослых. OFF вы можете любить или ненавидеть. «Дерьмо с разбитыми тротуарами», «самое переоцененное место в Лодзи», «Мекка хипстеров» – вот лишь некоторые из негативных оценок, которые можно услышать об «OFF Piotrkowska». «Оригинальное пространство, достойное похвалы», «берлинская атмосфера», «творческое сотрудничество» – парируют сторонники».
Возвращаясь к проекту на НИМе, замечу, что от специфических коннотаций (текстильного профиля) освободить место сложно, да и не нужно. Следует просто сделать его интересным и привлекательным. Место это по своей презентабельности хотя и уступает БИМу, но это, как говорят риэлторы, «тихий центр», до остановки «Госпиталь» сто двадцать шагов, да и парковка на территории предусматривается. Вопрос в целевой аудитории проекта. На мой взгляд, это должна быть, прежде всего, молодёжь (от 16 до 35), о необходимости удержания которой в городе заявляют в последнее время местные администраторы. Плюс место должно быть интересно туристам, а для этого следует популяризовать уникальную городскую мифологию, слагаемые бренда города, т.е. фабричность/текстильность, революционность/советскость и пресловутых невест, переформатировав и адаптировав эти компоненты для таргетированной публики. Кстати, слабость внутреннего туризма не в последнюю очередь связана с отсутствием объектов туристской инфраструктуры. А город, в котором нет хостела, заведомо позиционируется как место дремучее. Так что есть шанс в чём-то изменить представление о городе к лучшему.
Первопроходцами новой территории стали идеологи фестиваля «ХЛЕБ», осуществлявшего ранее свои мультихудожественные акции в заброшенном складе готовой продукции бывшей фабрики имени Дзержинского («Фатекс»), на фабрике имени Балашова и в галерее «Шестой этаж». Куратор фестиваля Александр Руденко, став резидентом территории НИМа, безусловно, крайне заинтересован в её интеграции в пространство большого города. Мария Миловзорова – куратор проектов галереи «Шестой этаж» на гуманитарном факультете ИГХТУ – видит в новом постиндустриальном пространстве и Центр изучения творческого наследия Андрея Тарковского, и арт-кафе «Сталкер»…
Однако все мы разделяем недоумение одного из идеологов проекта «Иваново – молодёжная столица Европы» Дмитрия Маслова по поводу странной организации работы. Вопросов слишком много. Почему в работе на заданную тему творческого кластера наличествует целеполагание без цели? Почему инициативная группа так и не смогла услышать, какие из рождённых идей нашли понимание у заказчиков и какие ресурсы могут быть задействованы для их реализации? Какое участие могут принять городские власти в реализации на данной территории социально значимых проектов? Почему нет внятного руководства? И это ещё не все вопросы. Так что ещё весьма смутные планы преобразования НИМа дополняются организационной невнятностью – владельцы фабрики от беседы со мной уклонились, а наполнение банка идей вряд ли можно считать целью проводимых их агентом собраний. Хозяин фабричной недвижимости, разумеется, заинтересован в получении дохода от своих активов, и, очевидно, это будут «длинные деньги». Пока же создаётся впечатление, что заинтересованная сторона слабо понимает то, как будут реализованы (если вообще будут реализованы) заявленные в стратегическом плане развития фабричной территории творческие индустрии, культурные и образовательные проекты. Их цель – всячески способствовать джентрификации пространства, привлечению новых арендаторов и инвесторов. А запланированный на 21-23 сентября городской фестиваль под удачным названием «Прочные нити» – не более чем промоушен объекта недвижимости.
То, что предложенная мной концепция проведения трёх дней фестиваля была одобрена на последнем воркшопе, меня мало вдохновляет. Время и силы на его реализацию у меня вряд ли найдутся, а бонусы не предусматриваются. Вспоминается старый анекдот. Увидев на собачьей свадьбе старого пса, молодые спрашивают, что ему-то здесь нужно, а он отвечает: «Да нравится мне вся эта суета!»
А между тем городское пространство не для шопинга, а для счастья очень нужно Иванову. В последнее своё посещение столицы я отправился не в парк Горького и не в места, перечисленные мной в начале этого материала, а на ВДНХ. Там после 75-летнего юбилея всё было убрано и покрашено. Били фонтаны и светила звезда Солнце. По идеально ровному асфальту ходили, ездили на роликах, скейтах и велосипедах счастливые люди…
12 декабря 2024
Все новости