Для постсоветской России август – месяц особенный. Уж если что и должно случиться плохого, неоднозначного или просто трагического, то с большой долей уверенности оно случится именно в этот крайний летний месяц. Или это просто людям свойственно во всём искать несуществующие совпадения и отсутствующие знаки? Не знаю. Но этот август всю Россию порадовал введением санкций против ряда продуктов – ещё одним шагом в долгом пути взаимных обид и претензий Запада и России. Как всё повернётся – не знает никто. Ивановский коммерсант Абульфат Гюлмамедов у себя в «Твиттере» написал, что «некоторые товарищи обеспокоились, мол кушать будет нечего;). Как профессиональный ритейлер говорю – ничего не изменится!».
Одиозный областной депутат Роман Ефремов поддерживает идею закрытия «Макдоналдс» в России вообще и в Иванове в частности… Одним словом, кто во что горазд, а правда, как всегда, где-то в стороне, хочется верить, что рядом…
А в области в завершающую фазу вступила губернаторская избирательная кампания – гонкой её назвать язык не поворачивается. И ещё в августе стояла такая жара, которая оправдывала любое ничегонеделание – и ничего особо и не делалось, так, вялые телодвижения, и если бы не кража Левитана в Плёсе, информационные ленты были бы совсем пустые…
И снова о Плёсе
В августе бренд Плёса гремел на всю страну, только вот жаль, что слава эта, что называется, была совсем не в плюс: речь шла об украденных картинах Левитана. Что меня больше всего поразило в этой истории, так это профессионализм коллег-журналистов из LIFENEWS – до сих пор никто не может понять, как и где они раздобыли запись с камер видеонаблюдения из того самого зала в то самое время. Нет, конечно, всё более-менее понятно – холдинг небедный и щедро оплачивает накладные расходы, а наши слуги государевы получают ничтожно мало (и в культуре, и в полиции). Одним словом – бес кого-то случайно попутал, и запись из вещдока превратилась в предмет всеобщего внимания. Да и к лучшему это, ведь зато на кадрах съёмки мы смогли увидеть, что те, кто залез в музей, сделали это не случайно и не с кондачка – все их движения продуманны, маршрут заучен – ничего лишнего. И как тут не вспомнить, что ровно год назад попытка ограбления этого же музея в Плёсе уже была, но почему-то силовики её всерьёз не восприняли, даже отказались принимать от музейщиков заявление и возбуждать уголовное дело. Наверное, не хотели «висяк» на себя вешать (простите за каламбур), и вот результат – Плёс в топе новостей. Я, как и многие специалисты, с которыми смог поговорить, уверен: нынешнее ограбление – это прямое продолжение прошлогоднего, а не новый воровской проект. То, что не удалось сделать с наскока тогда, реализовали сейчас – вдумчиво, не спеша, учтя все ошибки. Можно сколько угодно визжать в адрес музея и пенять руководству культурой на неустановленные решетки, но… Но есть два момента.
Первый – финансовый. Установить пресловутые решетки на все окна плёсских музеев – это несколько миллионов рублей. Откуда их взять? Отношение к культуре у нас специфическое, ей принято гордится, но не принято финансировать. (Тут стОит, наверное, сказать и о том, что охранный ЧОП в заповеднике – это «самодеятельность» его директора, не предусмотренная бюджетом и оплачиваемая с выручки от билетов – из тех денег, которые вообще-то должны идти на стимулирующие выплаты музейным работникам, традиционно получающим сущие гроши.)
Второй момент – легенда о необходимых решетках и о пробитых злодеями спецстёклах. Я не знаю, кто и зачем распускает все эти слухи, но пресловутые стёкла ворам разбить не удалось – специзделия повели себя так, как им положено себя вести по спецификации. От удара вылетел верхний фрагмент оконной рамы (вместе с неразбившимся стеклом), и, мне кажется, возникает закономерный вопрос: а откуда злоумышленники знали про это слабое звено? Может, именно об этом надо говорить, а не обвинять музейных работников в том, в чём они не могут, да и не должны особо разбираться – ведь если я правильно понимаю, работу по установке спецстёкол и рам принимали не только представители департамента культуры?
Вообще очень бы хотелось, чтобы эта плёсская беда не только пробудила интерес к жареным фактам, но и повернула всех (и в первую очередь власть) лицом к проблемам в культурной отрасли – к хроническому недофинансированию, к оттоку и старению кадров, к отсутствию хоть какой-то культурной политики на региональном уровне. Сообщество, вздохнув после ухода Хасбулатовой и перевода культуры «под внутреннюю политику», так и не услышало о том, что же изменится во властных подходах. Пиком региональной культуры по-прежнему будут считаться фуршеты после коммерческих мероприятий «Деловой женщины» с приездом «вечнозелёного» Славы Зайцева? Мы живём в нескольких часах езды от Москвы, а культурная жизнь… Теплится жизнь только в отдельных очагах, поддерживаемых энтузиастами. Концерты в «Классике» – потому что их продюсирует Александр Иванников, джаз в филармонии – потому что этим живёт Аркадий Гуревич, выставки в художественном музее – потому что там есть Людмила Воловенская. В город возят спектакли со звёздами разной величины – потому что это выгодно антрепренёрам, каждый год проходят «Льняная палитра» и «Текстильный салон» – потому что Маргарита Разина убедила всех, что это и есть культура…
Возвращаясь к Плёсу. В плёсском музее одна из лучших в области систем защиты, туда последнее время шли хоть какие-то деньги – а что творится в остальных? Ведь это не единственное место в области, где хранятся дорогостоящие культурные ценности… Очень хочется, чтобы это печальное происшествие заставило власти предержащие посмотреть на происшедшее не просто в разрезе «найти и уволить виноватых», но и подумать о том, что культуре тоже нужны деньги – на продолжение ремонта в художественном музее, на ремонт в Бурылинском музее и музее ситца, на восстановление музейного комплекса на Советской. Я перечислил основные музеи областного центра, а есть ещё Шуйская колокольня и весы и много-много всего в других городах, и в первую очередь люди, которые культуру создают и сохраняют. Что-то я не помню, чтобы о них говорили, а уж тем более заботились. А может, и правильно – это же богема, они не ходят на выборы, которые одни за другими идут, и все проблемы у власти из-за этого ну никак не культурные, а всё больше электоральные.
И ещё о Плёсе и происшествии, которое выявило, что он (Плёс), конечно, город, но какой-то очень специфический. Много говоря о развитии его туристического потенциала и даже периодически в предвыборной горячке отчитываясь о том, что турпоток растёт день ото дня, почему-то не сделано таких элементарных вещей, как полноценное отделения полиции (хотя раньше было), больница и станция скорой помощи (хотя есть активно рекламируемый горнолыжный курорт), не хватает элементарных дворников… Мне, конечно, ответят, что это проблемы существующей системы подушевого расчёта, которую чиновникам очень трудно обойти… Что всё в рамках закона и сделать что-то очень трудно… Вот только почему строить вместо полноценных домов под переселение из аварийного фонда картонные домики – на это фантазии чиновников хватает: придумывают же, и как законы обойти, и как деньги «сэкономить», и где подрядчиков найти, и как конкурс провести. Или фантазия работает исключительно на собственный карман?..
А закончить главку о Плёсе хочется цитатой министра строительства и ЖКХ России Михаила Меня: «Плёс… стал уже местом паломнического туризма. И мы там победили все попытки какой-либо точечной застройки. И сохранили исторический облик». Хочется спросить: а может, теперь пора начать о людях думать?