Кирилл Игнатьев, председатель совета директоров группы компаний «Русские инвестиции»
Изменения в налоговой системе Российской Федерации, о которых так много говорят в последние месяцы, неизбежно вытекают из целого ряда предпосылок. Одна из них – то, что сейчас в России непростое экономическое положение, в частности, низкие темпы экономического роста. Более того, по ряду отраслей, а возможно, и в целом в стране, темпы роста в ближайшей перспективе могут оказаться отрицательными. Такого не было в течение последних двадцати лет. При этом социальные обязательства бюджетов всех уровней с каждым годом становятся все выше.
Еще одна предпосылка – кризис пенсионной системы, которая создана по образцу немецкой конца XIX века, когда средняя продолжительность жизни не превышала 50 лет. При серьезном росте продолжительности жизни получается, что пенсионеров становится все больше, а активно работающего населения все меньше. И нужно искать некие новые формы финансирования пенсионеров.
При пересмотре налоговой системы, на мой взгляд (и эту мысль я как один из экспертов, пытаюсь донести до правительства РФ), нельзя забывать о повышении ее эффективности. То есть, ставя цель максимально возможного пополнения бюджетов, надо не душить предпринимательство.
Один из самых острых на сегодняшний день вопросов – это состояние региональных бюджетов. Собственно, именно для их наполнения и возникла несколько лет назад инициатива замены налога на имущество налогом на недвижимость. Для этого были серьезные основания, поскольку налоговая база по этому налогу была сильно занижена (балансовая стоимость имущества никак не отражает его реальную рыночную стоимость). А это создает колоссальный простор для коррупции и налоговых потерь.
Повышение имущественных налогов для бизнеса – это самый простой шаг. Но, на мой взгляд, это не решение вопроса, вернее, это решение, которое входит в противоречие с другими обстоятельствами, с реалиями жизни. В нашей стране из-за высокой инфляции достаточно дорогие кредиты. Кроме того, они мало доступны для значительного числа субъектов бизнеса из-за отсутствия серьезного залогового обеспечения. И даже та недвижимость, которая находится в собственности у бизнеса, очень часто в условиях реалий Российской Федерации не генерирует существенного денежного потока, сопоставимого с его ценой. Простой пример – крупные старые фабрики, которые расположены в районных центрах Ивановской области. Выручка, которую они получают от сдачи помещений в аренду, от небольших текстильных производств, не является колоссальной. А с точки зрения площадей это огромные сооружения, поэтому и кадастровая оценка этих объектов получается достаточно серьезная. Кроме того, в условиях экономического спада это - малоликвидная вещь. Но это не принимается во внимание.
При этом в большинстве случаев недвижимость предприятий уже заложена в банках, поскольку предприниматели брали кредиты на развитие производства, а акции у нас в основной залог не принимают – только недвижимость. Сейчас в России закредитовано фактически 80% коммерческой недвижимости, а то и более. Бизнес работает на пределе, по сути дела – только на обслуживание этих дорогих кредитов. И введя налог на недвижимость, который исчисляется исходя из достаточно высокой кадастровой стоимости, можно просто погубить большое количество субъектов предпринимательства, которые сейчас реально работают, платят налоги, создают рабочие места. После введения этого налога они сразу же станут нерентабельными, и это никак не будет зависеть от результатов их деятельности.
Поэтому мне кажется более симпатичной идея введения налога с продаж как базового налога для региональных бюджетов. Этот налог будет соответствовать реальным показателям продаж. Есть у тебя выручка - ты с нее небольшой процент заплатишь, даже если у тебя нет никакой недвижимости. Если у тебя недвижимость есть, ты тоже заплатишь налог – с доходов от сдачи в аренду своей недвижимости. Это будет абсолютно справедливый налог. Причем он не должен быть высоким.
Мы давали в Минэкономразвития РФ предложения о введении налога с продаж как базового регионального налога. Если говорить об Ивановской области, которая живет, в основном, малым бизнесом, этот шаг может реально увеличить наполняемость бюджета.
Правда, есть вероятность, что федеральные власти, рассмотрев, в том числе, наше предложение, введут и налог на недвижимость, и налог с продаж. Но, на мой взгляд, это в принципе неправильно. Для бизнеса очень важно понимать, что те правила, которые действовали на момент начала инвестирования в тот или иной проект, сохраняются. Ведь государству доверяют тогда, когда оно не меняет правила в процессе игры. Повторю: я понимаю, почему предлагается ввести налог на недвижимость с высокими платежами. Но считаю, что это ошибочное решение.
Государство делало кадастровую оценку недвижимости в других экономических условиях. Несколько лет назад был более-менее устойчивый рост экономики, казалось, что она оправилась после кризиса 2008-2009 годов. А сейчас мы имеем ситуацию, при которой она погрузилась в новую волну спада. И нельзя при формировании бюджета и, соответственно, при утверждении налогов это игнорировать, иначе неизбежны серьезные экономические ошибки. И изменения в налоговой системе не будет стимулировать рост в экономике, они будут, наоборот, его ограничивать.