О том, что Ивановская область (как, впрочем, и другие субъекты Федерации) тонет в собственных отходах, говорили не раз. Очередное заседание правительства, на котором обсуждался вопрос о мерах по повышению эффективности обращения с твёрдыми бытовыми отходами на территории региона, показало, что, по большому счету, пока никаких сдвигов не произошло. Будут ли они в перспективе – зависит от наличия не столько денег в бюджетах и у инвесторов, сколько от политической воли руководства и области, и муниципалитетов.
Ведь что мы имеем сейчас? Все бытовые отходы, образующиеся в населенных пунктах региона, худо-бедно собираются и вывозятся на полигоны. И там копятся десятилетиями. Полигонов этих (в просторечии – свалок) у нас 31, построены они в 1960-1980-х годах и не соответствуют современным требованиям к подобным объектам. Многие из полигонов заполнены до предела, и в последний год природоохранная прокуратура резко активизировала свою работу по закрытию таких свалок. В результате встал вопрос: куда девать ТБО? Очевидно, что если не будут приниматься кардинальные решения, в конце концов в области не останется ни одной легальной свалки, и придется (уже за очень большие деньги) везти свой мусор в соседние области. Но это так, маразматично-апокалиптичный вариант. Потому что (как показала и зарубежная, и отечественная практика) «мусорный» бизнес весьма прибыльный. Если бы это было не так, то вряд ли два года назад разгорелась бы такая «война» за полигон «Тополь» в районе ул. Станкостроителей в Иванове. И вряд ли местный бизнесмен Павел Попов стал бы так упорно вкладывать деньги в эти полигоны, заслужив прозвище «мусорного короля».
***
В Ивановской области разработана программа по обращению с отходами, куча других нормативных документов, различные «дорожные карты» (этот новомодный термин употребляется так часто, что скоро все забудут, что он все-таки обозначает), от муниципалитетов требуют разработки всяких схем и планов… При этом суть того, что делают чиновники. Иногда трудно понять за бесконечными витиеватыми формулировками.
Если же говорить проще, то основная мысль (ежели, конечно, я правильно поняла) заключается в том, чтобы вместо множества относительно небольших и практически выработавших свой ресурс свалок создать в регионе несколько крупных межмуниципальных полигонов. Свалки рекультивировать, а при полигонах построить мусоросортировочные (а в идеале – мусороперерабатывающие) предприятия. Кстати, пока ни одного такого предприятия в Ивановской области нет.
Мысль об укрупнении полигонов вполне здравая, так как сформировать участок земли под новый небольшой полигон – серьезная проблема. С такой проблемой в начале этого года уже столкнулись власти Фурмановского района. Тамошнюю свалку у села Вязовское по решению суда закрыли, и власти решили сделать новую. Однако для этого надо было внести изменения в генеральный план Широковского сельского поселения – и вот тут-то власти споткнулись о волну народного возмущения. Менее чем за год до этого в этом поселении с аукционов активно распродавали земли под дачи. Участки выкупили, в основном, ивановцы, которым совсем не улыбалось получить в полутора километрах от дачи полигон ТБО. Если бы в публичных слушаниях участвовали только сельские жители, администрация района, возможно, еще бы продавила свое решение, но в итоге на мероприятие приехали и жители областного центра. И вопрос был снят. Новый полигон строить не стали. Проще возить мусор в соседний район.
***
Принципиальный момент – это мусоросортировка и мусоропереработка. Поскольку это позволяет снижать объем отходов и нагрузку на окружающую среду. Пока же снижение объемов ТБО, как правило, достигается двумя путями: мусор либо сжигают (про поджоги на свалках говорят и пишут регулярно), либо зарывают на территории полигонов. Что, ясное дело, не является решением проблемы.
Так вот, строительство современных полигонов и мусороперерабатывающих предприятий, дело, мягко говоря, дорогое. Начальник департамента ЖКХ Сергей Тальянов прямо заявил, что область сейчас не может предоставить ни господдержку, ни госгарантии тем. Кто проявляет интерес к этой сфере деятельности. Единственный инвестор, который, вроде бы, пока не испугался такого подхода, - НП «Ассоциация предприятий сферы управления отходами ивановской области». Фактически это то же «Чистое поле» Павла Попова, а также аффилированные с ним организации и несколько небольших частных мусоровывозящих компаний, работающих в районах Ивановской области.
Сейчас НП активно работает по трем крупным полигонам – в м. Залесье Тейковского района, в д. Кочнево Шуйского района и в д. Тарасиха Кинешемского района. Есть ПСД на строительство вторых очередей этих полигонов. Проблема заключается в том, что полигон в залесье находится в муниципальной собственности г. Иваново (эксплуатируется МУП САЖХ), подъездные пути к нему разбиты, их необходимо капитально ремонтировать. Городские власти, по словам директора НП Дениса Немцева, утверждают, что денег на ремонт этой дороги нет, и не торопятся решать вопрос с передачей полигона в аренду частной компании.
Прямо в ходе заседания правительства выяснилось, что деньги и на ПСД по ремонту дороги на залесье, и на сам ремонт выделит региональный дорожный фонд. А глава администрации г. Иваново Александр Кузьмичев получил довольно жесткие указания от врио губернатора Павла Конькова решить-таки вопрос с инвестором. Так что, возможно, строительство первого в области мусоросортировочного завода начнется еще до 1 сентября этого года.
***
Еще одна составляющая системы обращения с отходами – это сбор и вывоз ТБО. Здесь уже можно песни складывать о том, как это дело организовано в том или ином муниципалитете. Причем длинные – так что эту тему оставлю на другой раз, и так уже многабукав получается.
Но в ответ на все стоны ивановских властей по поводу жителей частного сектора, мол, их невозможно обязать заключить договоры на вывоз мусора, поэтому они и гадят где попало, хочу привести пример. Рассказанный тем же Денисом Немцевым (надеюсь, что он не обидится). Так вот, одна из мусоровывозящих компаний, входящих в НП, начала работать в одном из муниципальных образований Ивановской области. И через два года у 70 % (!) жителей частного сектора были заключены договоры на вывоз ТБО. Да, была поддержка муниципалитета – в первую очередь моральная, но и административное давление на тех, кто не хочет жить как человек, тоже наверняка применялось. А в Иванове со времен Троеглазова и городское руководство, и руководитель МУП САЖХ господин Бобров, ныне возглавляющий управление благоустройства, все эти годы лишь уныло жаловались на нехороших граждан. Отсюда мораль: было бы желание, и договоры будут.
***
Забавно, что в ходе разговоров об «управлении отходами» (термин-то какой!) ни разу не прозвучала тема раздельного сбора этих самых отходов. Конечно, сейчас раздельный сбор экономически не выгоден никому – от него лишь сплошная польза экологии. По словам Дениса Немцева, теоретически организовать раздельный сбор хотя бы по четырем фракциям (стекло, пластик, бумага/картон и все остальное) вполне реально, хотя и затратно. Но вот куда это девать потом? Экономическая целесообразность появится только после того, как заработает мусоросортировочный завод, поскольку каждую из крупных фракций придется разделять на более мелкие, прежде чем отправлять на переработку. Но если все пойдет по плану (пардон, по «дорожной карте»), то это перспектива ближайших нескольких лет. И тогда вопрос уже упрется в человеческий фактор, потому что начальная стадия сортировки мусора происходит уже в квартирах и домах. Исходя из особенностей нашего менталитета, можно начинать капать на мозг гражданам уже сейчас – но это, видимо, ни в одну программу или дорожную карту не входит. А жаль…
Впрочем, те, кто уже морально готов к раздельному сбору, могут проконсультироваться по этому поводу у специалистов. В Иванове есть общественная организация «Мусора.Больше.Нет.», которые продвигают идеи раздельного сбора в массы. Их группу можно найти в соцсети «ВКонтакте».
1000inf.ru