Ивановские власти хотят как лучше, но может получиться как всегда
Судя по тишине в медиапространстве, никто из его деятелей так и не дал себе труда внимательно прочитать документы, принятые Ивановской городской думой на крайнем перед каникулами пленарном заседании 2 июля. Да-да, я все про те же изменения в правила благоустройства г. Иваново. Прошло уже почти две недели, и почему-то до сих пор никто так и не озаботился вопросом, каким образом будут выполняться новые требования к информационным конструкциям и какие расходы для бизнеса они могут повлечь.
Нет, я понимаю коллег-журналистов: если городские власти не упомянули тот или иной нормативный документ или его часть, - значит, ничего интересного в нем нет. Хотя всем известно: не только деньги любят тишину. Зато если теперь чиновники проведут какой-нибудь массовый рейд, предписания получат практически все коммерческие организации, имеющие вывески и прочие конструкции, информирующие дорогих ивановцев и гостей областного центра о том, что в данном здании находится. Пополнится ли от этого городской бюджет – большой вопрос, а вот фирмы, специализирующиеся на изготовлении наружной рекламы и прочей подобной красоты, явно будут обеспечены заказами. Самое забавное, что новшества, очень тихо пропихнутые ивановской мэрией через гордуму, по сути своей очень правильные – по крайней мере, с точки зрения тех, кто ратует за то, чтобы Иваново напоминало своим внешним видом город, а не восточный базар. Впрочем, ближе к делу.
Мини-ликбез
Для начала позвольте лирическое отступление, чтобы разобраться, о чем, собственно, идет речь. Ведь для мирного гражданина что вывеска, что реклама – один черт, и где кончается одно и начинается другое – не слишком понятно. Тем не менее, это принципиально важно (пример с якобы информационными треугольными тумбами у всех перед глазами).
Так вот, информационные конструкции, согласно все тем же поправкам в правила благоустройства, делятся на две большие группы. Первая – это городская информация. Это дорожные знаки, указатели, таблички с названиями улиц и номерами домов, щиты с информацией о проведении строительных, дорожных и прочих работ, декоративные элементы праздничного оформления города (да-да, это действительно так: флаги, гирлянды и прочее тоже относится к информационным конструкциям), объявления физических и юридических лиц (всякого рода афиши, программы мероприятий и т.п.). Вторая группа – это информационное оформление предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей. Сюда входят информационные таблички (с официальным наименованием организации, режимом ее работы, юридическим адресом), а также вывески. Вот о последних и пойдет речь, поскольку именно по поводу вывесок, как утверждают работники управления по делам наружной рекламы, и приходится периодически судиться с представителями бизнеса.
Что требуют вывешивать
На самом деле, разного рода презрительное фырчание относительно ивановских вывесок раздается регулярно. Мол, и аляповатые они, и разнокалиберные, и безвкусица процветает (это уже камень в огород предпринимательского сообщества, поскольку именно вкусы заказчика в основном определяют внешнее оформление его здания). И нередко за кричащими щитами – типа вывесками здание скрывается если не полностью, то процентов на 60. Теперь же все это счастье, по замыслу городских властей должно закончиться. Вывески могут быть настенными, консольными или крышными, по каждому виду установлены свои ограничения по размерам (длине, ширине).
Размещать вывески можно только на участках фасада, свободных от декоративных элементов, и исключительно в пределах внешней поверхности здания, соответствующей помещению, занимаемому конкретным предпринимателем или организацией (то есть «влезть» своей вывеской на стену соседа нельзя).
При размещении на одном фасаде вывесок нескольких организаций или ИП эти вывески размещаются в один высотный ряд на единой горизонтальной линии. То есть все вывески на одном здании должны быть примерно одного размера. Если на здании есть фриз (декоративный элемент в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения. – это не я такая умная, это википедия. А.С.), то настенная информационная конструкция должна располагаться только на этом фризе, на всю его высоту. Поскольку фриз есть на многих зданиях, построенных в последние годы, несложно обнаружить, сколько ивановских фирм нарушают эту норму.
Если на фасаде здания есть козырек, то настенная конструкция может располагаться на фризе козырька, строго в габаритах этого фриза. Запрещено размещать информационные конструкции на конструкции козырька. А это уже увесистый камень в огород магазинов, расположенных на первых этажах жилых домов во встроено-пристроенных помещениях. Улица Лежневская в районе ул. Воронина – автовокзала лучший пример. Крышные конструкции имеют строго оговоренные габариты в зависимости от этажности здания. А на объектах культурного наследия вообще запрещено размещать крышные вывески.
Кстати, отдельным пунктом в правилах закреплено требование подсвечивать вывески в темное время суток внутренними источниками света. Допускается использовать и внешние источники при условии, что конструкции крепления светильников будут закрыты декоративными элементами. К тому же не допускается использование внешних источников света вблизи окон жилых помещений.
На фоне всего этого (выше приведен далеко не полный перечень новых требований к вывескам) требование обязательного использования русского языка на вывесках (за исключением зарегистрированных фирменных наименований или товарных знаков) уже кажется детскими шуточками.
Вместо морали
Если внимательно присмотреться, то можно обнаружить, что подавляющее большинство вывесок коммерческих организаций всем этим требованиям не соответствует. Фирма может размещать на фасаде своего здания 2-3 вывески, а уж если в здании размещаются несколько компаний, то каждый старается кто во что горазд.
Конечно, если информационные конструкции будут приведены в соответствие с новыми требованиями, визуальное восприятие города улучшится – и за это спасибо тем, кто разработал эти требования. Но остается куча вопросов по поводу того, как новые нормы правил благоустройства будут реализовываться на практике (если по-умному, то это называется механизм реализации нормативно-правового акта). Будет ли предоставлен бизнесу какой-то адаптационный период для того чтобы понять, соответствует ли та или иная вывеска новым требованиям или нет, и если нет, то разработать проект новой, согласовать его в мэрии, изготовить и установить ее? И вообще, каким образом до предпринимателей будет доводиться информация о том, какими теперь должны быть вывески? Ведь далеко не каждый с замиранием сердца следит за публикациями нормативных актов в «Рабочем крае»… Да и «свободные» деньги на все это потребуются, и немаленькие: вывески-то теперь должны быть только с подсветкой.
Что-то подсказывает, что все будет делаться старыми добрыми методами. Проводится проверка, выдается предписание – оно выполнятся или не выполняется. Помнится, на одном из заседаний в Ивановской городской думе начальник управления по делам наружной рекламы Наталья Шурпа сказала, что в ее подразделении работают всего 7 человек. Вряд ли такими силами удастся быстро привести информационные конструкции в соответствие с новыми правилами. Зато если вспомнить практику борьбы чиновников городской администрации с незаконно установленными рекламными конструкциями или рекламой, размещавшейся на псевдоинформационных тумбах, то можно предположить, что новый нормативный акт еще долго будет оставаться благим пожеланием, очередной неработающей бумажкой. Впрочем, у таких бумажек есть одно прекрасное свойство: вот лежат они, вступили в силу, никто про них не знает. Но если вдруг надо кому-то устроить веселую жизнь, можно достать из-под сукна сначала одну такую бумажку и прийти с проверкой, потом другую, пятую, десятую… Правил и норм у нас много, надолго хватит.
1000inf.ru
Анна Семенова: Тихая революция в стране вывесок
Ивановские власти хотят как лучше, но может получиться как всегда