Последние
новости

Ивановская область: расселение по «аварийной» схеме

15 мин
14 июля, 2014
В последние недели поток информации по поводу претензий правоохранительных органов к реализации программы по расселению граждан из аварийного жилья как-то иссяк. То ли эти самые органы собираются с силами и материалами, чтобы возбудить очередное уголовное дело (напомним, что таких дел уже два, и оба – в отношении директора главного «расселителя», а вернее, строителя домов, куда переселяли граждан, некоего Сергея Николаевича Тихомирова, директора ЗАО «Варяг»), то ли пытаются «докрутить» тех, кто каким-либо боком причастен к расселению, на более обширную информацию по этим вопросам. Вообще, есть смутное ощущение, что все эти уголовные дела могут закончиться ничем, благо, подобных примеров в Ивановской области было немало – взять хотя бы уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупных размерах», возбужденное в 2010 году по факту завышения стоимости материалов и работ при строительстве муниципального дома на ул. Собинова в Иванове: ивановская КСП предполагала тогда, что бюджету был нанесен ущерб в 10 млн рублей, однако после того как гендиректор подрядной организации гражданин Косоруков активно помогал следствию по другому уголовному делу (в отношении бывшего руководителя регионального отделения Пенсионного фонда Елены Блекловой), дело по дому на Собинова как-то само собой рассосалось. А сколько шума было по поводу компании «МегаСтрой-Иваново», отличившейся на ниве освоения бюджетных средств в рамках программы капитального ремонта многоквартирных домов – и тоже никаких особых последствий не наступило, хотя эта фирма в 2009-2010 годах «освоила» немало денег, не выполнив работы или выполнив их некачественно.
Похоже, фишка в том, что тем же «органам» просто не за что зацепиться, чтобы сформировать полноценное дело, которое не развалилось бы в суде. Если же верить такому не слишком достоверному источнику, как «все знают», в регионе за последние 5 лет была создана практически идеальная схема относительно честного увода бюджетных денег. Относительно – потому что деньги все-таки уводятся в нужные карманы и на нужные счета, а честная – потому что в прекрасном российском законодательстве столько «дыр», что зацепить участников этих схем практически невозможно. Все что делается – делается в рамках закона, а то, что крыши продолжают течь, а дома для «расселенцев» промерзают зимой насквозь, так это издержки производства.

***
Схема, о которой говорилось выше, проста как валенок. Имеются немаленькие (только за 5 лет с 2008 по 2012 годы – 460 млн рублей) бюджетные деньги, имеются аварийные дома, жителей которых надо расселить. При этом отвечают за расселение муниципалитеты, они проводят торги, выбирая подрядчика, они же и принимают работы, им перечисляются деньги федерального (из Фонда содействия реформированию ЖКХ) и областного бюджетов, и именно местные администрации непосредственно расплачиваются с подрядчиками.
Нужно, чтобы все (или большинство) контрактов выиграла одна фирма, которой быстренько перечисляются деньги – не менее 70 % от стоимости контракта. Фирма нанимает субподрядчиков (поскольку у нее самой есть лишь пара столов с компьютерами в арендованном офисе да 10 тысяч рублей уставного капитала), перечисляет деньги им. Те начинают строить, потом сдуваются с деньгами, оставляя недостроенный, или построенный некачественно дом. Фирма-подрядчик разводит руками, что-то доделывает на оставшиеся деньги и тоже сдувается. В крайнем случае на нее подают в суд, взыскать нечего, и на этом все заканчивается. Если правоохранительные органы окажутся слишком настырными и найдут к чему прицепиться, то виноватыми окажутся муниципалы, которые и деньги перечисляли, и всякие акты подписывали.
Естественно, «освоенные» деньги субподрядчики кладут в карман не только себе, но и всем (в необходимой пропорции), кто обеспечивает реализацию этой схемы.

***
В этом месте надо вспомнить, что в Ивановской области после повсеместного введения института, прости, Господи, сити-менеджеров муниципальная власть фактически жестко контролируется областным правительством (ну, или контролировалась – те выверты, которые позволяют себе главы местных администраций в последние полгода, заставляют сомневаться в том, что нынешнее руководство области держит их в таких же ежовых рукавицах, как и прежнее). То есть ни один глава администрации района, формально назначаемый местными депутатами, а тем более глава администрации поселения, не мог позволить себе никаких существенных телодвижений без высочайшего на то соизволения. Да и идти поперек указаний с Пушкина, 9 тоже мало кто осмеливался. Версия же о том, что несколько этих самых сити-менеджеров собрались и придумали схемку, а затем втихаря ее реализовали в своих районах, кажется вообще чем-то из области фантастики. На этом лирическое отступление можно пока завершить и перейти непосредственно к схеме по освоению бюджетных денег при расселении аварийного жилья.
В 2011 году, как известно, в Ивановской области была утверждена региональная программа по переселению граждан из аварийного жилья на 2011-2013 годы. В названии программы еще фигурировала фраза «с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» - и неслучайно. Фишка в том, что по действующему федеральному законодательству при строительстве малоэтажного жилья не требуется проведения госэкспертизы проекта, оно не подлежит государственному строительному надзору, не нужно собирать кучу заключений разных надзорных органов для того чтобы сдать его в эксплуатацию… Конечно, это существенно упрощает жизнь строителям и заказчикам. Но с другой стороны, позволяет допускать массу «вольностей» при строительстве.

***
В 2011 году проводят конкурсы на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. В Ивановском, Лежневском, Приволжском, Новоталинском, Шуйском, Родниковском и Ильинском районах, Кохме эти конкурсы выигрывает ЗАО «Варяг», получая одновременно контракты на сумму порядка 400 миллионов рублей. Надо ли говорить, что «Варяг» во всех случаях оказывался единственным участником аукционов?
На эти деньги «Варяг» должен был построить 11 малоэтажных домов. Вернее, не так: «Варяг» должен был продать муниципалитету квартиры в домах.
Эти контракты составлены практически под копирку – меняются лишь названия поселений, суммы и подписи муниципальных чиновников. Причем если вчитаться в эти контракты, то выясняется, что составлены они очень любопытно. В них, например, нет требований по залоговому обеспечению, хотя те, кто работает с госзаказом, знают, что это требование есть практически во всех крупных контрактах, и часто именно оно становится камнем преткновения для участников. Нет и гарантийных обязательств подрядчика (поставщика). Зато сроки перечисления денег требуют особого внимания.
Вот, например, что обозначено в муниципальном контракте № 27, заключенном 10 октября 2011 года администрацией Приволжского городского поселения с ЗАО «Варяг» (сумма контракта – 61 млн 392 тысячи 219 рублей):
«Настоящим контрактом предусмотрено авансирование в размере 70% цены контракта:
- 30 % оплачиваются заказчиком в течение 5 рабочих дней после заключения муниципального контракта;
- 40 % оплачиваются не позднее 03 октября 2011 года (напомним, сам контракт заключен 10 октября 2011 года) при условии предоставления Поставщиком (Продавцом) письменных доказательств возможности поставки товара в сроки, предусмотренные муниципальным контрактом;
Оставшиеся 30 % цены муниципального контракта оплачиваются Заказчиком не позднее 30 календарных дней после регистрации права собственности на недвижимое имущество, но с учетом требований нормативных правовых актов о сроках проведения бюджетных операций».
А вот что содержится в муниципальном контракте от 21 ноября 2011 года, заключенном администрацией Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района и ЗАО «Варяг» (цена контракта – 24 млн 461 тысяча 479 рублей):
«Предусмотрено авансирование в размере 70 % цены контракта:
- 30 % оплачиваются заказчиком в течение 5 рабочих дней после заключения муниципального контракта;
- 40 % оплачиваются не позднее 03 ноября 2011 года (сам контракт заключен 21 ноября 2011 года) при условии предоставления Поставщиком (Продавцом) письменных доказательств возможности поставки товара в сроки, предусмотренные муниципальным контрактом;
Оставшиеся 30 % цены муниципального контракта оплачиваются Заказчиком не позднее 30 календарных дней после регистрации права собственности на недвижимое имущество».
Аналогичные пункты есть и в контракте, заключенном с «Варягом» администрацией Коляновского сельского поселения (цена контракта 15 млн 624 тысячи 937 рублей).

***
Сам «Варяг» особо ничего не строил, а заключал договоры субподряда с еще одной организацией, фигурировавшей на целом ряде объектов, - ООО «НПФ «ПИКА». Эта самая «ПИКА» и строила дома, причем, как отмечается в постановлении о возбуждении одного из уголовных дел в отношении гендиректора «Варяга», застройщик (то есть «Варяг») самостоятельно проектную документацию не разработал, иных лиц для осуществления данных работ по договору не привлекал. У «Варяга» была только внутренняя техническая документация, да и то, как утверждают специалисты, составленная с нарушениями.
В большинстве случаев сроки исполнения обязательств по договорам были нарушены, но это, по большому счету, не так уж важно. Гораздо важнее то, что, в соответствии с договорами, деньги из бюджетов «Варягу» перечислялись, несмотря на то, что свои обязательства он не исполнял.
Однако срок реализации программы подходил к концу, федералы из Фонда содействия реформирования ЖКХ теребили область своими проверками, и в 2013 году начинаются некие телодвижения. «Варяг» расторгает договор с «ПИКОЙ» (предварительно перечислив ей деньги от муниципалитетов), заключает договоры с другими субподрядчиками, и худо-бедно летом 2013 года часть домов (в Приволжском, Ивановском и некоторых других районах) достраивается и сдается – нет, не в эксплуатацию, а муниципалитетам (вернее, администрациям поселений) под расселение жителям.
Разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию подписывает администрация муниципального района (глава администрации или его первый зам), акты приема-передачи – главы поселений, которые заключали муниципальные контракты с «Варягом».

***
И вот что получается: несколько муниципалитетов заключают контракты на освоение федеральных и областных денег с одной и той же фирмой, сразу же перечисляют 30 % от стоимости контракта, через несколько дней или недель после заключения контракта перечисляют еще 40 %, потом (такое ощущение, что не глядя) закрывают контракты и перечисляют оставшуюся сумму. Администрации районов подписывают акты ввода в эксплуатацию домов. Потом переселяют граждан, потом выясняется (как в Приволжске), что дома для проживания непригодны, а подрядчика уже ни к чему не привлечешь: контракты исполнены. Живите, граждане, как хотите: все законно и правильно. А если кого и привлекать к ответственности, так это муниципальных чиновников (причем даже не на уровне муниципального района, а на уровне поселений: именно они подписывали и муниципальные контракты, и акты приема-передачи квартир в домах).
Единственное, к чему пока удалось прицепиться сотрудникам ФСБ совместно с прокуратурой области – это к нарушению норм пожарной безопасности. Причем прицепиться только постфактум, уже после того как все муниципалитеты подписали акты приема-передачи, перечислили деньги «Варягу» и бодро заселили граждан в дома. Уж как они договорились с Госпожинспекцией (или как она там сейчас называется?) - их проблемы, но на 4 дома они получили официальные заключения о наличии существенных нарушений противопожарных норм. По утверждению специалистов, все 11 домов строились «Варягом» практически по одному и тому же проекту, то есть, если дожимать эту противопожарную тему, то можно возбудить не два, а гораздо больше уголовных дел на гражданина Тихомирова. Хотя, конечно, со стороны это выглядит довольно смешно: доблестные чекисты озаботились пожарной безопасностью граждан. Однако если вспомнить, что за эти, с позволения сказать, дома, было заплачено в общей сложности почти 400 миллионов рублей, становится уже не смешно.

***
И вот теперь главный вопрос: неужели у нас главы администраций сразу нескольких муниципалитетов так ошиблись с одним и тем же подрядчиком? Если включить голову и отключить все формальные отсылы к действующему законодательству (в том числе и касающемуся местного самоуправления, которое у нас, якобы, самостоятельно и региональным властям не подчиняется), то всплывут очевидные вещи: муниципалитеты должны были действовать под чьим-то чутким руководством. Если исходить из дат, обозначенных в конкурсной документации, муниципальных контрактах и т.д., то получается, что вся эта каша заварилась в 2011 году, счастливо продолжалась в 2012-м, а завершаться стала в 2013-м. Строительный комплекс до апреля 2013 года в областном правительстве курировал Андрей Чужбинкин, а после него и до сегодняшнего дня – Александр Фомин.
Формально комплекс строительства не имеет отношения к программе расселения граждан из аварийного жилья: это сфера ответственности департамента ЖКХ. Тем не менее, трудно представить, чтобы такой объем бюджетных денег (в том числе, кстати, и из областного бюджета) проходил мимо соответствующего комплекса.
Фомин в своих интервью неоднократно заявлял, что первое и главное задание, которое он получил от тогдашнего губернатора Михаила Меня после того, как ему передали еще и комплекс Чужбинкина, - это выровнять (а фактически – спасти) ситуацию с выполнением программы по расселению ветхого жилья. Спасать надо было в первую очередь для того, чтобы Фонд содействия реформированию ЖКХ не потребовал вернуть деньги, выделенные региону на расселение.
Именно летом 2013 года начинается процесс сдачи «расселенческих» домов в эксплуатацию. А осенью вылезают проблемы с качеством свежепостроенных малоэтажек, подключается прокуратура и т.д. Весной 2014-го, как уже упоминалось, возбуждаются уголовные дела в отношении гендиректора «Варяга» - по формальному, по большому счету, поводу. Но других-то поводов нет…
А что Чужбинкин? А он находится то под домашним арестом, то под стражей – правда, по совсем другому делу. Сейчас ему предъявлено обвинение в том, что он получил через посредника (каковым был Игорь Савочкин, в то время – подчиненный Чужбинкина) взятку в 40 млн рублей за заключение контракта на строительство лечебного корпуса областной детской клинической больницы. Сам же Савочкин и написал об этом явку с повинной в правоохранительные органы. Причем события, о которых идет речь, относятся к периоду 2008-2009 годов, что при нынешних темпах информационных потоков является чуть ли не древней историей. Но «органы» упрямо копают в этом направлении. Возможно, в надежде выжать информацию и по вопросам программы по расселению аварийного жилья.
Честно говоря, уверенности в том, что это выжимание окажется успешным, нет. Слишком большие деньги поставлены на кон. А значит, надо ожидать очередных «формальных» уголовных дел, по которым тому же Тихомирову впаяют штрафы, которые он, естественно, выплатить не сможет из-за отсутствия у него лично ликвидного имущества…
15 декабря 2024
Все новости