Для чего
Есть два основных вопроса, возникающих у меня, когда речь заходит о написании нового варианта стратегии социально-экономического развития Ивановской области: для чего её переписывают, а главное – для кого? Первый вопрос достаточно банален и ответы на него так же банальны: от простого «так надо» до «так надо для проведения губернаторской избирательной кампании». Лично для меня этот вопрос – для чего? – стал особенно актуален после того, как я прочитал документ под названием «Закон Ивановской области от 11.03.2010 г. № 22-ОЗ «О стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года».
О чем она? Ведь именно её предстоит улучшить и углУбить команде разработчиков во главе с легендарным экономистом Владимиром Мау. Почему легендарным? Да потому, мне кажется, что его участие в разработке стратегии – это легенда и его именем просто освящается работа местных (большинство из которых, думаю, причастно и к документу десятого года, который сейчас хотят «революционно» переделать под нового губернатора ….и под новый транш из бюджета.). Кстати, согласитесь, что четыре миллиона за написание нового варианта тоже могут стать одним из ответов на вопрос «для чего» – но мы сегодня эту мотивацию оставим в стороне.
Лирическое отступление
Не могу не сказать двух слов о вышеупомянутом законе 2010 года. Читать его одно удовольствие – при условии, правда, что у вас есть время и крепкие нервы. Чего стоит только формулировка миссии региона, изложенная в пятом пункте документа: «Ключевая идеология Стратегии предполагает, что устойчивое социально-экономическое развитие Ивановской области реализуемо в условиях сохранения баланса между экономическим и историческим развитием региона».
Прочитали? Перечитайте еще раз и попробуйте ответить на вопрос, где и как можно найти баланс «между экономическим и историческим развитием региона» и что это за зверь такой, это самое «историческое развитие». Но это так, к слову…
Для кого?
На самом деле я не ставлю целью поёрничать над формулировками старой стратегии (в новой, я думаю, с ними тоже всё будет нормально). Я хочу понять – кому и что она предписывает. В предыдущей стратегии наша область должна была стать «всероссийским текстильно-промышленным краем, обладающим культурно-туристическим потенциалом», а какая цель будет в новой? И, кстати, что со старой? Мы достигли её, или с уходом Меня и Пахомова она стала не актуальна?
Эти и многие другие вопросы остаются сегодня без ответа потому, что врио губернатора пока не сказал нигде, что «эта стратегия готовится для меня, для Павла Алексеевича Конькова, нового губернатора Ивановской области». Вот сказал бы, и, я уверен, разработчики документа совсем по-другому подошли бы к тексту. Но в любом случае, мне кажется, из проекта документа должны исчезнуть упоминания о комбинате синтетического волокна и о всемирном фестивале. Не потому, что я в них не верю и их никогда не будет, а потому что строительство завода (пусть даже очень большого и с прорывными технологиями) и проведение фестиваля (пусть даже такого, который изменит в том числе инфраструктуру региона) не могут являться стратегической целью – они могут быть, в лучшем случае, инструментами для её достижения. А что же считается собственно целью, собирается ли её кто-то ставить, а тем более достигать - на эти вопросы сегодня нет ответа...
Дальше. Если у стратегии нет адресата и не сформулирована цель (не декларативная, а реальная, пусть даже кому-то сегодня кажущаяся недостижимой) то, как в сказке «Про белого бычка», опять встает вопрос, который я задавал в начале – а для чего эту стратегию пишут и вновь переписывают под каждого нового губернатора?..
И ещё рассуждения дилетанта на тему «для кого?», только взгляд немного с другого ракурса. Всё, что я прочитал в Стратегии – это кабинетные рассуждения о том, что у нас в области сегодня есть (сделанные на основании данных статистики) и что должно быть, чтобы регион и его глава достойно выглядели в глазах московского руководства (то есть в отчетах). Это планы и перспективы, нарисованные чиновниками для чиновников, в них нет ни слова о том, что на территории, которой эти чиновники рулят, живут люди – они в документе не больше, чем койкоместа, цифры естественной убыли/прибыли и, в лучшем случае, налогооблагаемая база. Ни мнение жителей о регионе, ни их желание или нежелание принимать участие в воплощении этих эпохальных планов не учитываются. Наверное, с точки зрения чиновников, это правильно – настроение населения вещь эфемерная и в отчёты не укладывающаяся…
«Человек» – это звучит как?
Под конец я вас совсем уж по-дилетантски спрошу – а вы правда думаете, что всё в этой жизни случается так, как написано в чиновничьих планах? Вы действительно полагает, что заставить людей поверить в будущее своей территории можно, даже не объясняя им, каким вы его видите? Вы не боитесь, что к тому моменту, когда вы примете свою стратегию, тут вряд ли останутся люди, которые её смогут воплотить в жизнь? И как они смогут что-то сделать, если сейчас слова «Я горжусь тем, что живу в Иванове (в Ивановской области)» или «Я хочу жить в Ивановской области» - вызывают в лучшем случае усмешку, а произносятся только на суррогатных мероприятиях типа праймериз «Единой России», где все участники поголовно думают одно, говорят другое, а делают третье?..
Господа разработчики, найдите в себе силу остановиться, если вы делаете эту работу не ради того, чтобы тупо те самые четыре миллиона распилить. Остановитесь и поймите: главное в любой стратегии любого региона – это человек, как бы вычурно это ни звучало.
Господа кандидаты в губернаторы, а особенно главный кандидат, Павел Алексеевич Коньков, вы все сейчас готовы на прославление себя, любимых, вывалить миллионы рублей. А может, лучше потратить их на то, чтобы рассказать людям, что мы не умирающая территория (конечно, если вы сами в это ещё верите)? Может, сделать это хотя бы ради того, чтобы сломать стереотип и показать, что чиновники и политики местного разлива иногда могут видеть цели чуть шире, чем навороченное авто под задницей за счет дотационного бюджета?
Я понимаю, что деньги на кампаниях не свои и их не жалко, особенно на себя… Но другого такого момента еще долго предоставится: деньги есть, профессиональные (как минимум дорогостоящие) пиарщики уже работают, медийные и рекламные площадки проплачены и «заточены»...
Или губернаторская выборная кампания так же далека от идеи развития области как отчеты чиновников от реальной жизни?..