Анна Семенова
Сегодня непросто найти организацию, в составе расходов которой затраты на коммунальные ресурсы составляют незначительную долю. О том, какие подходы к формированию тарифов будут практиковаться в этом году и стоит ли потребителям – юридическим лицам надеяться хотя бы на замедление темпов роста тарифов на коммунальные услуги, рассказывает начальник региональной службы по тарифам Владимир Шарыпов.
Владимир Николаевич, сейчас РСТ уже начала работать над расчетом тарифов на следующий регулируемый период. В некоторых ресурсоснабжающих предприятиях поговаривают, что вы очень жестко подходите к «хотелкам» поставщиков коммунальных ресурсов, не позволяя включать в тариф вроде бы обоснованные расходы на ремонт или реконструкцию объектов…
В этом году мы действительно ужесточаем контроль за исполнением ресурсоснабжающими организациями мероприятий, которые заложены в тарифе. Смотрим на ремонтные, производственные, инвестиционные программы, будем проверять сметы и рыночную стоимость того или иного оборудования. Надо сказать, что в предыдущую тарифную кампанию в результате более тщательной проверки смет мы «вынули» из тарифов немало. Ведь не секрет, как это делается: ресурсоснабжающая организация и поставщик оборудования составляют договор на определенную сумму, которая закладывается в тариф и не проверяется, если в итоге тариф укладывается в предельные значения. А затем договор переписывается на сумму, в 2 раза меньшую (которая как раз и составляет реальную стоимость оборудования).
Именно поэтому мы настояли на отмене ненужных, с моей точки зрения, работ по ежегодной разработке нормативов. Их разрабатывали экспертные организации, и стоимость их работы также закладывалась в тариф. По большому счету, они делали одно и то же каждый год и получали деньги за штампик на титульном листе. При этом провести расчет нормативов вполне может и Региональная служба по тарифам. Что мы и стали делать. Хочу подчеркнуть, что все эти шаги не означают существенного снижения тарифов для тех организаций, которые серьезно намерены заниматься модернизацией сетей и оборудования. У нас сейчас в области и так нехватка нормальных инвесторов в сфере коммунального хозяйства, особенно в сетях теплоснабжения и водоснабжения. Поэтому тем организациям, которые хотят осуществлять модернизацию, проводить мероприятия по реконструкции своих производственных фондов и т.д., мы идем навстречу, в том числе, включаем в тариф инвестиционную составляющую.
Как это сказывается на потребителях?
На населении – никак, поскольку разница между экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным для населения, компенсируется из областного бюджета. Косвенным образом от этого могут пострадать коммерческие предприятия и бюджетные организации. Но здесь надо понимать, что модернизировать коммунальную инфраструктуру необходимо. Вряд ли стоит ожидать, что на эти цели будут выделяться деньги из бюджетов. Так что остается один вариант - это привлечение внешних инвестиций за счет тарифного регулирования.
Правда, были случаи, когда из-за недостаточного или неправильного информирования возникало недовольство и у жителей – как в случае с блочными газовыми котельными в Пучеже или Заволжске. Там инвестор поставил газовые котельные вместо угольных или мазутных, а тариф для населения не снизился. Никто не объяснил людям, что тариф, по которому они платят, - льготный и за счет введения в эксплуатацию газовых котельных снижается не их плата, а сумма субсидий из областного бюджета.
Кроме того, в регионе уже наработана хорошая практика энергосервисных контрактов. Например, РСО меняет насосную группу на насосы меньшей номинальной мощности, которые потребляют меньшее количество электроэнергии, в тарифе остается тот же уровень потребления и за счет разницы РСО расплачивается с поставщиками. Вообще, на мой взгляд, на сегодня не используется такой ресурс, как повышение энергоэффективности работы самих ресурсоснабжающих организаций.
Могу также сказать, что в ближайшее время по поручению врио губернатора Павла Конькова будет установлен новый порядок утверждения инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций: все они будут проходить через межведомственный совет по размещению производительных сил и инвестиций. Я считаю, что это правильное решение: такие решения должны приниматься коллегиально, с привлечением общественных организаций – СПП, ТПП и других. На сегодня, как мы выяснили, информация о тарифном регулировании не доводится до потребителей в достаточном объеме. И общественный контроль за утверждением инвестиционных программ, конечно же, нужен, потому что есть определенные интересы, которые кто-то пытается лоббировать. А в случае коллегиального решения это сделать гораздо сложнее, сложнее спрятать, скажем, экономически необоснованную инвестиционную программу и так далее.
Согласно новому порядку РСТ станет органом исполнительной власти, который отвечает за все инвестиционные программы во всех сферах, в том числе, утилизации твердых бытовых отходов. Окончательное решение станут принимать муниципалитеты, но будет необходимо обязательное согласование с инвестсоветом, РСТ и профильными департаментами.
А зачем вообще вводить инвестиционные программы, инвестиционную составляющую в тариф? Может быть, удобнее оставлять только программы ремонтов?
Инвестиционная программа делает деятельность предприятия по реконструкции и ремонту объектов более прозрачной. Она четко определяет, какие мероприятия должны быть выполнены, и мы можем контролировать их выполнение. А что касается ремонтных программ, руководство предприятия может само решать, что, за какие деньги и когда ремонтировать. И не будет нести за это никакой ответственности.
Осенью прошлого года на уровне правительства области озвучивалась идея о создании в регионе объединенной теплоснабжающей организации. С вашей точки зрения, создание подобного предприятия обоснованно?
Да. Это сокращает управленческие затраты, позволяет привлечь инвестиции. Насколько мне известно, сейчас этот вопрос только прорабатывается в комплексе развития инфраструктуры. Кстати, как и вопрос о единственном гарантирующем поставщике в сфере водоснабжения (скорее всего, на базе ивановского «Водоканала»). Нужно, чтобы это предприятие было сбалансировано, то есть могло компенсировать убытки одних подразделений за счет тех, которые работают с прибылью. Соответственно, нужна большая политическая воля, чтобы органы местного самоуправления или владельцы энергетического оборудования передали это имущество в аренду.
А не получится ли так, что в районах сети и оборудование будут «собираться» в одних руках по тому же принципу, как это было с электрическими сетями муниципального уровня? Я имею в виду создание ООО «БизнесПроект», ОАО «Объединенные электрические сети»…
С тем, что происходило в этой сфере, я знаком, ситуация разворачивалась у меня на глазах. Сейчас эти предприятия находятся у нас на регулировании. То есть РСТ устанавливает для них тарифы и отслеживает выполнение инвестиционных программ. В этом году мы будет проводить очередную проверку, в прошлом году они эту проверку прошли.
Могу сказать, что мы очень серьезно относимся к проверкам выполнения инвестиционных программ, потому что в противном случае сами рискуем. Если что – конечная вина будет лежать именно на РСТ. В России уже есть практика, когда на руководителей региональных энергетических комиссий заводили уголовные дела. Например, сейчас расследуется уголовное дело в отношении руководителя региональной службы по госрегулированию цен и тарифов Калининградской области. А в Краснодарском крае руководитель РЭК привлечен к дисциплинарной ответственности за то, что комиссия не осуществляла необходимый контроль за выполнением инвестиционных программ.
Понятно, что на каждый объект крупного предприятия мы не выезжаем в силу объективных причин. Для выезда мы самостоятельно выбираем 10-25 % разноплановых объектов, а также досконально проверяем все документы, сметы.
Возвращаясь к вопросу о целесообразности создания единой теплоснабжающей организации, хочу добавить, что эффект от ее создания будет только в случае, если за ее деятельностью будет налажен серьезный контроль, в том числе со стороны правительства Ивановской области, профильных департаментов и РСТ.
РСО поставят под контроль
Интервью с начальником региональной службы по тарифам Владимиром Шарыповым