Ну ладно, после телефонных переговоров позиция прояснилась, и теперь мы ждем итогов заседания профильного комитета, на котором наши предложения будут рассмотрены. И, быть может, состоится тот самый широкий «круглый стол», итогом которого должна стать адекватная программа БДД ориентированная на принципиальный план развития города.
***
А мы возвращаемся к нашему неспокойному городскому трафику. На днях в Казани произошло очередное ДТП с пострадавшими на остановке общественного транспорта (как ни скучна речь, изобилующая сокращениям и канцеляризмами, но далее будем эти самые остановки именовать ООТ). Автомобиль, потеряв управление, вылетел с дороги и смел людей и остановился, лишь врезавшись в павильон (см. фото ДТП). Надо отметить, что Казань – город, обогнавший многие другие областные центры РФ по количеству электронных средств фиксации нарушений правопорядка, и в том числе ПДД (одних только спидкамер около 270), а также широко использующий специальные выделенные полосы для беззаторового движения маршрутных транспортных средств (далее - МТС).
При их использовании необходимость в «кармане», как правило, отсутствует, (так как никакие другие ТС по такой полосе двигаться не могут, и нет необходимости перестроений для обгона), что существенно экономит место, особенно в районах сложившейся старой застройки с узкими улочками (ГОСТ прописывает ширину «кармана» 2,5 метра, ширину перрона - еще столько же, ширину павильона ООТ и прохода за ним – в итоге почти 10 метров), и никакой другой транспорт, скоростной, а тем более потерявший управление, на полосе для движения МТС появиться не может. Но такие полосы есть не везде, также как не везде есть и «карманы». И тут возникает необходимость дополнительной пассивной защиты ООТ и людей на нем от ДТП.
Казанские активисты ФАР вслед за московскими «Синими ведерками» предлагают защищать такие остановки (расположенные на улицах без спецполосы и карманов) вертикальными железными или каменными столбиками (такими же, которыми защищают тротуары от парковки, только чуть мощнее). В связи с чем интересно другое предложение от руководителя комитета по транспорту г. Иваново Михаила Дрюпина – поднимать платформу ООТ на 40 см (высота от дороги до ступеньки троллейбуса или маршрутки).
Тут следует отметить, что согласно ГОСТ, все существующие тротуары и газоны должны и так быть отделены от дороги поребриком (он же бордюр) высотой в 15 см. Что, естественно, есть не везде. 15 см - это клиренс (высота от дороги до бампера) среднестатистического автомобиля, т.е. если поднять остановку над дорогой еще выше, до 40 см, то пассажиры получат дополнительную защиту (правда, потребуется серьезная переделка всех существующих ООТ, столбиками же можно просто дооборудовать (см. фото столбики).
***
Как можно применить данные методики на практике?
Рассмотрим конфликтный нерегулируемый пешеходный переход и остановку «Автовокзал» на ул Лежневской, который и ранее был не особо безопасным – шестиполосная дорога с интенсивным движением (ДТП с участием мотоциклиста, директора филиала Сбербанка Гусева, в котором погибла девушка-пешеход) - и стал еще более опасным, когда свои двери и парковку открыл «Магнит».
Во-первых, странное дело: еще до открытия магазина еды были сделаны ООТ-дублеры в 100 метрах от ныне существующих, но, видимо, пассажиропоток очень выгоден «Магниту» (в другом месте будут ближе другие магазины-конкуренты), и потому, возможно, остановка не перенесена, а новенькие павильоны ООТ с карманами пустуют.
Но, тем не менее, обустраивая себе паркинг, «магнитовцы» сделали заезд через… внимание!!.. фактически створ пешеходного перехода. И теперь люди вынуждены пересекать проезжую часть, опасаясь наезда с трех направлений (заезжающих на парковку, выезжающих с нее и двигающихся по ул. Лежневская). Уже 2 года пытаясь исправить сложившуюся ситуацию, горадминистрация старается протолкнуть простейшее решение – ликвидировать пешеходный переход. Единственное, что им пока успешно мешает, - это 2 мм толщины элемента разделительной конструкции, сделанные по проекту из такого материала, которого в округе на 1000 верст нет, а надо-то всего найти 6 метров) (см. иллюстрацию вар.1).
Да, вы правильно прочитали: чиновники хотят не ООТ перенести дальше от кольца, не выезд из «Магнита» переделать – а закрыть пешеходный переход. Ссылаются чиновники и вторящие им гаишники, правда, не на конфликт с парковкой, а на то, что остановившаяся для посадки/высадки пассажиров вереница маршруток закрывает подходящих к переходу пешеходов. Ну так, конечно же.. проблема не в миллиардах маршруток (около 400 автобусов М2 – типа газель http://ivgoradm.ru/news?nid=21288) вместо автобусов большой вместимости,. Якобы все дело в неудачном переходе. Конечно, это ж невозможно - заставить водителей МТС останавливаться непосредственно в «кармане», а не там, где ему\пассажиру это приспичило (в том числе и на переходе).
А ведь достаточно перенести ООТ на место запланированных и построенных, и – вуаля! – проблема решена. Подход к переходу снова видим для водителя.
Остается проблема шестиполосной дороги и нерегулируемого ПП, вернее 3+3 с небольшим островком безопасности посередине, сформировавшимся благодаря установке разделительного ограждения.
Ставить светофор - значит убрать все плюсы саморегулирующегося перекрестка кольца (хотя неплохо бы взглянуть на модель с кольцом и переходом по требованию). А быть может, попробовать разделить эти 3+3 полосы на 1+2 +2+1? Отделить полосу для МТС, например, от двух других. Или вообще отделить все полосы друг от друга. Как? Да тем же островками или собрав конструкцию из тех же металлических отбойников. Или поребрика, разделив таким образом трафик на обычный и МТС, а также снизив скорость потока транспорта перед нерегулируемым ПП. Опять же желательно посмотреть на модель (что это за модель и с чем ее едят, мы рассмотрим в ближайшей статье, где поговорим о центрах АСУДД и моделирующих движение пешеходов и ТС программах).
Добавляем ко всему этому счастью дополнительное освещение на площадке посередине и получаем почти идеальный переход (см. иллюстрации вар.2 и вар.3).
Лучше него может стать только переход, который защитит пешехода-летуна от него самого и предохранит водителя от выезда велосипедиста-нарушителя или бегуна – переход со смещенными створами. Перейдя одну сторону дороги, пешеход вынужден пройти чуть вдоль дороги, чтобы выйти на другую. Тут и на велосипеде не проедешь – придется спешиться, и насквозь не пробежишь (см. иллюстрацию вар.4).
Проходя вдоль островка (так как ограждение не дает ему продолжить движение прямо), пешеход лицом обращен в сторону движения автомобиля и видит реакцию автомобилиста до своего появления на переходе.
А тем временем на новостном портале Ivanovonews.ru появилась информация о том, что городское ГИБДД планирует выступить с предложением отказаться вообще от обозначенных нерегулируемых пешеходных переходов (сейчас их в областном центре более 200, а было 300), при этом 20 из них закрыть в срочном порядке.
Конечно, есть такие переходы, которые действительно можно убирать, так как их содержание обходится далеко не в копеечку, а вот пользоваться ими некому (например, переход возле ставшей бесполезной ООТ после отмена маршрута на ул. Шошина). Но по-хорошему, надо сначала понять, о каких переходах идет речь. В принципе, все изменения в СОДД (схему организации дорожного движения) принимаются на заседании комиссии БДД города – коллегиально, большинством голосов (ваш покорный слуга то ли включен в состав этой комиссии, то ли уже исключен – приказа ни о том, ни о другом не получено).
Судя по опыту заседаний в предыдущие годы, заседание комиссии в среднем длится 2 часа, если предложение ГИБДД будет рассматриваться там в таком режиме, то 20 переходов по 6 минут на каждый недостаточно даже для ознакомления с документацией.
Ну да посмотрим. А вдруг на комиссию изволят явиться представители пешеходов? Не воинственные луддиты-автомобилипрочьизгорода, а грамотные... и предложат свои варианты безопасных переходов?
Почему мы все время говорим о пешеходных переходах в одной плоскости с дорогой и чем вредны а иногда и невозможны подземно/надземные переходы мы поговорим в следующий раз.
1000inf.ru
Чтобы увеличить, нажмите на фотографию