Поскольку все внимание почтеннейшей публики весь март было приковано к событиям политическим, причем по большей части даже не регионального масштаба (из ивановских можно назвать только арест первого замглавы администрации г. Иваново Александра Матвеева), вопросы экономики как-то отошли на задний план. А действительно, чего тут париться? Продукты с полок в магазинах не исчезли, бензин на заправках есть, в городе что-то строится, безработных все меньше и меньше… А уж что будет дальше – посмотрим. В нашем веселом государстве все равно ничего нельзя предугадать, особенно телодвижения властей. Или, говоря по-умному, бесперспективно строить долгосрочные прогнозы…
Точечное многоточие
Словосочетание «точечная застройка» в Иванове скоро будет приравниваться к нецензурному выражению – так уж сложились обстоятельства. Хотя вряд ли кто-то будет спорить с тем, что без нее обойтись невозможно. В Иванове достаточно и аварийных зданий, и неухоженных заросших пустырей (вот только не надо тыкать носом жителей, мол, это вы тут не убираетесь, поэтому мы отдадим пустырь под застройку: да, жители там гадят, но земля муниципальная, так что и убираться там должен муниципалитет). Другой вопрос в том, что целая череда скандалов, связанных со строительством, в общем, может и неплохих, но совершенно не жизненно необходимых объектов в районах со сложившейся жилой застройкой, уже сформировала стойкое общественное мнение о том, что точечная застройка – это плохо. И это мнение будет аукаться строителям и инвесторам еще не один год.
В конце февраля–марте на свет божий выплыла информация еще о нескольких участках, выделенных в 2012-2013 годах под строительство нежилых объектов. При этом создается впечатление, что информация об общем количестве участков, выделенных за последние 4 года, и о том, что и где на них уже построено или будет построено, является военной тайной. В администрации города Иванова говорят на эту тему очень неохотно и нервно, чуть что отправляя изучать официальные публикации постановлений на сайте мэрии или в «Рабочем крае».
Похоже, что в существовании «Рабочего края» все-таки есть глубокий смысл, который все никак не мог обнаружить Алексей Машкевич. Смысл этот в том, что только здесь, на огромных листах формата А2, среди множества набранных мелким шрифтом официальных сообщений и постановлений можно иногда обнаружить три строчки о том, где будет выделен под застройку очередной участок…
Из официального ответа администрации г. Иваново» на запрос журнала «1000 экз.»:
«Поскольку постановление о предоставлении земельного участка под строительство носит индивидуальный характер и содержит информацию о заявителе, в том числе его персональные данные, отсутствует возможность обеспечения к нему свободного доступа для ознакомления, в том числе и средствам массовой информации».
В то же время, отмечают юристы мэрии, «согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства».
В итоге мы имеем микроскопические сообщения типа «В целях информирования населения о градостроительной деятельности на территории города Иванова администрация города сообщает о предполагаемом предоставлении земельного участка ориентировочной площадью…». Похоже, скоро ивановцам снова придется выписывать «Рабочий край» - хотя бы для того, чтобы точно знать, отдали пустырь рядом с их домом под застройку или нет.
Самое удивительное, что печальный опыт жителей домов, борющихся с точечной застройкой, ничему не научил тех ивановцев, во дворы которых тяжелая техника еще не пришла. Казалось бы, после истории на проспекте Строителей жители соседних домов должны были быстренько посмотреть: подходит ли их двор для строительства чего-нибудь торгово-административного? И если подходит, то значит, надо немедленно отмежевывать дворы и оформлять их в собственность дома, в аренду или в черта лысого, лишь бы сохранить жизненное пространство, зеленые насаждения и детские площадки.
Ан нет. Застройка, как известно, велась на участке между домами 116 и 112. Абсолютно такое же свободное пространство, так и просящееся под застройку, есть между домами № 116 и 120, № 80 и 86. Но никто и не думает как-то обезопасить эти участки от застройки. Не удивительно будет, если через полгода именно здесь возникнут очередные скандалы. Потому что, как известно, еж – птица гордая, пока не пнешь – не полетит. Печально, что инертность населения настолько велика, что мало кто спешит предпринимать какие-то меры.
Кстати, в апреле ожидается продолжение обсуждения изменений в правила землепользования и застройки, которое обещает быть не менее бурным, чем обсуждение (в том числе на публичных слушаниях) изменений в генплан. Будет интересно посмотреть, как Анна Селезнева, которая как-то очень тихо стала исполнять обязанности первого зама главы администрации, справится с ролью Александра Матвеева. (Впрочем, в последнее время мэрия вообще предпочитает не афишировать кадровые изменения.)
В любом случае точка в многочисленных историях с точечной застройкой еще не поставлена. Знак препинания напоминает скорее многоточие и больше похоже на замещение инвективной лексики в печатном тексте...
Назад, в муниципальные УК
К концу марта на задний план отошла весьма обсуждаемая в феврале тема регионального оператора по капитальному ремонту многоквартирных домов, а также состава его правления и руководителе. То ли забылась в вихре последовавших событий, то ли просто не было очередного «зеленого свистка вверх». Депутаты ИОД, приняв 27 марта поправки в соответствующий закон только в первом чтении, отложили публикацию плана работ по капремонту многоквартирных домов на неопределенное время, а платежи граждан – еще на один месяц. Между тем, сами проблемы никуда не делись. Доверят ли граждане свои денежки региональному оператору или предпочтут быстренько сваять на доме ТСЖ и выберут отдельный счет? Хватит ли регоператору денег на проведение хоть каких-нибудь работ, если все дома, где есть ТСЖ, от него «отвалятся», а срок начала внесения платежей будет отодвигаться все дальше и дальше (платежки жители области получат явно не ранее конца января 2015 года, а то и позже). Какими средствами будет оперировать этот (пардон за тавтологию) оператор к началу ремонтного сезона следующего года и сколько сотен миллионов рублей потребуется «долить» из областного бюджета, чтобы выполнить заявленный план? Или это очередная ситуация из серии «или ишак умрет, или падишах»?
При этом на горизонте маячит дивная перспектива введения лицензирования в сфере жилищных слуг. Нет-нет, не примите меня за агента каких-нибудь УК, готового агитировать за полную безответственность управляющих компаний. Но если дать себе труд почитать проект федерального закона, уже принятого в первом чтении, то в нем можно найти массу замечательных дыр, которые позволяют убрать с рынка практически любую «управляшку». Пара жалоб – и готово (там есть разные нюансы, но пусть желающие потроллить работников ЖКХ сами поковыряются в документах). При этом не очень понятно, что будет с домом после того как УК лишат лицензии. Кто будет управлять им, вывозить мусор, чистить снег, проводить опрессовки, в конце концов? А ежели гиперактивные жильцы накатают жалобы аккурат в разгар подготовки к отопительному сезону?..
Но не все так страшно: изобретательные умы в администрации г. Иваново придумали свое ноу-хау, которое позволит избавить областной центр от кошмара частных управляющих компаний, которые только деньги с собственников дерут, а корицу жалеют. И называется это чудо (внимание, фанфары!) – муниципальная управляющая компания. В смысле принадлежащая муниципалитету. Именно этими функциями планируется наделить недавно созданное муниципальное казенное учреждение по управлению жилищным фондом (это не домыслы, а заявление замглавы администрации г. Иванова Дмитрия Кудрова). Основная цель деятельности этого учреждения (а вот как его сокращенно называть? МКУ УЖФ, что ли?) еще более благая – наведение наконец порядка в сегменте муниципального жилья, инвентаризация муниципальных квартир, перезаключение договоров соцнайма и полноценное исполнение (опять же наконец-то!) муниципалитетом функций собственника жилых помещений в многоквартирном доме. А теперь фишка: как кардинально перевернуть рынок жилищных услуг с помощью закона о лицензировании и, прости господи, УЖФ? Правильно, собственник (муниципалитет) должен пожаловаться в Ивгосжилинспекцию нужное количество раз, управляшку лишают лицензии и дом бодро подхватывает казенное учреждение. Один дом, другой, третий… Как заявлял депутатам Ивгордумы Дмитрий Кудров, в муниципальной собственности сейчас находятся порядка 17 тысяч жилых помещений. А многоквартирных домов в областном центре, порядка 3,5 тысяч. В общем, дальнейшие комментарии излишни.
Помнится, когда-то город судорожно приватизировал управляющие компании, чтобы войти в программу финансирования капремонта из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Теперь, видимо, пойдет обратный процесс. При этом, по некоторым данным, в Иванове уже сейчас несколько десятков домов (как правило, малоквартирные двухэтажные и в, мягко говоря, плохом состоянии) остались вообще без управления: УК от них отказались, а каких-то решения по созданию ТСЖ или о выборе непосредственной формы управления жители не приняли. Может, новому казенному учреждению заняться ими? А заодно и содержанием детских площадок, относительно которых какие только бредовые мысли не бродят в чиновничьих головах… А то не очень понятно, на что будут расходоваться 5,2 млн рублей в этом и по 5,6 млн рублей в 2015 и 2016 годах (именно столько уже запланировано «на обеспечение выполнения функций данного учреждения» в городском бюджете).
Спасибо, кэп!
Дотошные аналитики, претендующие на абсолютную объективность, в этом месте наверняка взовьются: ну как же? А где анализ экономического блока отчетного доклада врио губернатора Павла Конькова? Ведь именно эти положения могут стать определяющими для развития экономики на ближайшие пять лет…
Да-да, конечно, расширенное заседание, отчетный доклад и т.д. – это очень важно. Настолько, что почти все участники этих заседаний, традицию проведения которых заложил Михаил Мень, с самого начала называли их «партхозактивами» и ходили туда не столько послушать, сколько пообщаться. Экс-губернатору подобные отчеты были нужны, чтобы максимально публично озвучить какие-то «фишки» (например, выделение земли за третьего ребенка или возвращение ивановской мэрии права выделять земельные участки под застройку). Нынешнему врио губернатора, очевидно, необходимо было расставить какие-то акценты, обкатать предвыборную программу на проверенных товарищах и т.д. Практически все, о чем он говорил, укладывается либо в очевидные тенденции развития экономики области, либо в логику банального здравого смысла. Да, было меньше бюрократической терминологии, да, были требования решить какие-то вопросы, замыливавшиеся годами, но не больше. Понятно, что действительно серьезные решения относительно стратегических направлений развития принимаются не публично и не под аплодисменты зала драмтеатра, но все ждали большего.
В итоге самое яркое впечатление из всего доклада оставило заявление врио губернатора о строительстве подземного перехода на пересечении улиц Карла Маркса и Станционной в Иванове (уж простите, Пал Лексеич, не удержалась от ехидства). Кто не понял – посмотрите карту. Конечно, Лобачевский был гениальным ученым, но до сих пор на практике вроде бы используется евклидова геометрия…