Захар Прилепин на «Свободной Прессе» о письмах протеста деятелей культуры
Периодически на глаза попадаются высказывания на тему, что обращения культурной общественности против «крымского аншлюса» напоминают «расстрельные» письма 37-го года. (Вообще ничем не напоминают, но мы не об этом). Такие ассоциации помогают всем российским противникам «крымского аншлюса» воспринимать себя выше, твёрже, сильнее: на них ужасный 37-й катит катком, а они стоят на пути, взявшись за руки и погибели не страшась.
Некая смехотворность ситуации заключается в том, что оппозиционная общественность ничем не рискует — но напротив, получает бесплатную возможность уважать себя всё больше, думать о себе всё лучше, всё честней смотреть в глаза зарубежным коллегам, читателям и слушателям, всё острее надеяться на международное признание, на чистую совесть, на место в раю.
Гастроли им точно не отменят ни в разных странах СНГ (как театру Безрукова в Грузии), ни в Европе, ни в США, ни на Украине тем более — а могут и лишний раз позвать в гости. Зрителей, читателей и слушателей они не потеряют — причём даже в России. В том числе, и потому, что русский зритель, читатель и слушатель на удивление толерантен — ему вообще всё равно, каких именно взглядов придерживается Акунин, Гребенщиков или Лия Ахеджакова. Хорошо делают свою работу — и ладно.
Куда сильней рискуют как раз сторонники «крымского аншлюса» - хотя лишнего страха нагонять не станем и сразу оговоримся, что их риск тоже не смертельный. Тем не менее, моральные травмы, которые они несут — куда более серьёзны. Все желающие могут отследить, какой обструкции подвергся, к примеру, замечательный русский поэт и филолог Дмитрий Бак — как его в один день за одну подпись под одним письмом разом объявили нерукопожатным самые неожиданные люди — и с какой силой своей моральной правоты они Бака отчитывали (ни разу не спросив себя: «Кто я вообще такой?»).
А какие категорические определения звучали по поводу режиссёра Павла Лунгина и режиссёра Карена Шахназарова!.. Читать далее