В очередной раз на днях зацепилась языком с друзьями по поводу нынешних учебных программ в школе и внезапно натолкнулась на тему «лишних» предметов. Ну, помните, как когда-то, на излете Советского Союза появилась в школах этика и психология семейной жизни, и никто, в том числе учителя, не знал, что с этим делать. Тогда, кстати, факультативы по истории религий и истории культуры вызывали не рвотный рефлекс, как сейчас, а неподдельный интерес у тех же старших школьников. Зачем-то все то было надо, хотелось как-то расширить свой кругозор, что ли. Впрочем, параллельно в головы вбивались и основы марксизма-ленинизма, и с тем же остервенением мы конспектировали труды Ленина и зубрили «три источника, три составные части марксизма», а чтобы вступить в комсомол, штудировали материалы 19-й партконференции…
Но это были вполне себе романтические времена, которые затем благополучно закончились. А учебные программы и в школах, и в вузах претерпели серьезные метаморфозы, порой вызывающие недоумение. Когда мы приходили на первый курс института после школы, в расписании занятий еще значилась «История КПСС», но очень быстро ее сменила история России. Зачем в техническом вузе история России, вроде бы понятно: негоже не знать историю своей страны, ладно хоть научного коммунизма удалось избежать, в отличие от более старших товарищей. Впрочем, этот дивный предмет заменили философией, и вот тут уже туго пришлось всем, кроме гуманитариев – они привычные к поглощению всякой бредятины.
Медицина в ИвГУ, философия и история культуры в медакадемии и энергоуниверситете – наверное, любой студент с ходу перечислит пару-тройку предметов, которые можно было бы заменить чем-то более полезным и практичным. Причем, если подумать, то в нынешней жизни действительно требуется немало знаний, которые не получишь ни в школе, ни в вузе (если, конечно, не специализируешься именно на этой теме), но без которых в какой-то момент начинаешь чувствовать себя совершенно беспомощным.
Взять ту же сферу ЖКХ. Кто, кроме руководства управляющих компаний, юристов, работающих в этой сфере, и десятка задолбанных жилищно-коммунальными проблемами жителей вообще читал Жилищный Кодекс и прочие постановления Правительства РФ, регулирующие эту отрасль? Хотя знать эти документы весьма полезно хотя бы для того, чтобы забивать баки тем же коммунальщикам номерами статей и пунктами постановлений – они от этого впадают в транс и предпочитают не связываться с излишне умными жителями.
Правила дорожного движения – не в объеме «красный, желтый, зеленый», а по полной программе, как в автошколах. Чтобы не было потом дурацких вопросов, мол, мы дорогу переходим на зеленый, а сбоку тут машины почему-то пытаются ехать (о том, что на светофоре может быть стрелка, никто не догадывается, хотя пропускать при этом пешеходов все-таки надо).
Или закон о защите прав потребителей плюс практика по написанию сяких заявлению, в том числе исковых. Или Уголовно-процессуальный кодекс – чтобы знать, как вас должны задерживать и как допрашивать.
А вот еще две замечательные темы: закон об образовании и о здравоохранении. Вряд ли кто-то удосужился их прочитать (кроме тех, кто вынужден был сделать это в рамках своих должностных обязанностей), хотя дети в школах у всех учатся, и болеем мы (и дети тоже) не по разу в год.
А в последние годы, как выясняется, ивановцам неплохо было бы выучить наизусть еще и Градостроительный и Земельный кодексы, а также всяческие подзаконные акты. И потом еще отслеживать уведомления о всяческих публичных слушаниях. Иначе дело моет закончиться приходом тяжелой строительной техники в любой двор.
В общем, для того чтобы не чувствовать себя постоянно полным идиотом, сегодня нужно знать такой объем правовой документации, что впору получать второе или третье высшее образование. Наверное, когда-то предполагалось, что простым гражданам все это не нужно, что за них все это будут знать специально обученные дяденьки и тетеньки в разных администрациях и прочих конторах, которые, ежели что, будут стоять на страже государственных и общественных интересов. Но практика показала, что сейчас (по крайне мере, в Ивановской области) государственные и муниципальные интересы как-то очень часто не совпадают с интересами общественными и интересами отдельных граждан.
Что ли курсы какие открыть для тех, кто не хочет быть лохом?
1000inf.ru