В начале года принято не только подводить итоги, но и строить планы и делать предположения, что ожидает нас в ближайшие 12 месяцев. И хотя практика показывает, что в нашей стране давать какие-либо прогнозы (включая прогноз погоды) – дело весьма неблагодарное, удержаться от соблазна невозможно. В конце концов, год начинается не с чистого листа, и прошлогодний бэкграунд никуда не денешь. То, что мы пожнем в декабре, все равно частично будет произрастать из тех трендов, которые с достаточной определенностью можно вычленить сейчас.
Чтобы избежать обвинений в дилетантизме и поверхностности, мы решили предоставить возможность порассуждать о перспективах той или иной сферы экономики людям, которые, собственно, в них и работают. Ну, и заодно поинтересовались, что собирается делать власть – а куда же без нее?
Василий Гущин, председатель правления НП «Ассоциация предпринимателей текстильной и швейной промышленности Ивановской области»
Считал и считаю, что перспективы у легкой промышленности хорошие. Объяснение этому - тот простой факт, что если, например, доверие к отечественной электронике и авто низкое, то к текстильной продукции - высокое. Очень перспективен бизнес В2В и в частности технический текстиль. На рынке бытового текстиля в 2014 году в наиболее выигрышном положении будут предприятия и компании, которые работают, не платя налоги. Их доля в последнее время растет. Продуманной политики у налогового ведомства по-прежнему нет, оно продолжает «искать ключи под фонарем». В этом году будут закрываться крупные производства и расти нелегальная занятость.
В производстве основной риск на 2014 год - это банкротство. В течение нескольких лет дорожают основные производственные ресурсы: труд и энергия; растут налоги. Повышать производительность труда и энергоэффективность не на что. Прибыли нет; процент по кредиту в банке запретительный; иностранных инвестиций нет и не будет, так как ухудшается платежный баланс страны и растет риск, что даже если инвестиция окажется прибыльной, репатриировать прибыль без потерь не получится. Промышленность оказалась в ловушке.
В торговле текстилем ситуация тоже будет ухудшаться. Потребительская активность снижается следом за снижением располагаемых доходов граждан и роста расходов на ЖКХ и транспорт. Ухудшение платежного баланса России приведет к девальвации рубля и подорожанию импорта (его доля в торговле превышает отечественную). В свою очередь цены на импортные товары в валюте также растут - и в ЮВА дорожают производственные ресурсы, прежде всего труд.
Владимир Щебельский, заместитель председателя регионального отделения общественного движения ОПОРА РОССИИ, генеральный директор ГК «Раум Профи»:
В 2014 год многие предприниматели вступили, можно сказать, в состоянии тревожной неопределенности. Во многих сферах деятельности, по словам моих коллег, наблюдается спад - не катастрофический, но заметный. Конечно, сказалась предвыборная суета. Но и этот год у нас тоже выборный, и на бизнесе это, безусловно, скажется.
Второй фактор, который добавляет существенную долю неопределенности, - это введение федеральной контрактной системы в сфере размещения государственного и муниципального заказа. Нет многих подзаконных актов, которые должны определять принципиально важные моменты в работе этой системы, нет специалистов, как у заказчиков, так и у потенциальных исполнителей заказа. Наверняка в самом законе обнаружатся недоработки, которые в пожарном режиме будут устранять. Но пока будут устранять, у бизнеса могут возникнуть проблемы. Основная масса предпринимателей сегодня так или иначе завязаны на госзаказ и муниципальный заказ, поэтому пробуксовки новой контрактной системы могут больно ударить по ним. Плюс к этому в Ивановской области, как и во многих других регионах, в 2014 году бюджеты сверстаны с большим дефицитом, а значит, спад в бизнесе у многих будет очень заметен.
Для тех, кто ведет деятельность в сфере товаров и услуг для населения существенным фактором окажется снижение платежеспособности и кризисные ожидания людей. Кто бы что ни говорил, покупательская способность граждан снижается, и многие начинают откладывать деньги на черный день вместо того, чтобы тратить их на какие-то крупные покупки.
Для сегмента В2В тоже появились новые риски, в частности – риск неплатежей со стороны контрагентов. Это и раньше бывало, однако сейчас повсеместно входит в практику, более того, оживились мошенники. В посткризисные годы поставщики стали гораздо чаще отпускать продукцию без предоплаты, закрывать глаза на некорректно составленные договоры, на фиктивные платежные документы – это вполне объяснимо, ведь все заинтересованы в росте объемов продаж. Но теперь нередко контрагент не платит, а затем банкротится, или вообще выясняется, что такой фирмы нет. Думаю, что подобные схемы в 2014 году будут не редкостью.
Еще одна явная тенденция – это усиление давления на местный малый и средний бизнес со стороны федеральных сетей. Это касается, в первую очередь, сферы розничной торговли продуктами питания и товарами повседневного потребления, а также бытовой и компьютерной техникой. Впрочем, сейчас эта тенденция затрагивает и рынок стройматериалов. Местные предприниматели ничего не могут противопоставить сетям, и единственный выход, который у них остается, - это уходить в районы области. Правда, продуктовую розницу это уже не спасает: федеральные сети, торгующие продуктами питания, уже вполне уверенно чувствуют себя чуть ли не в каждом поселке. В остальных сегментах для федералов вход на районные рынки пока остается нерентабельным. Но это пока…
Остается большой вопрос по поводу уровня доверия бизнеса к государству. После чехарды с платежами во внебюджетные фонды никакие откаты назад, никакие налоговые каникулы для ИП не смогут в одночасье изменить ситуацию. Тем более что опыт работы в российском бизнесе подсказывает: если власти явно идут навстречу бизнесу, значит, в ближайшем будущем нужно ожидать закручивания гаек где-то с другой стороны. Новых ИП теперь поддерживают, но при этом сокращают поддержку уже работающим предприятиям. При таком подходе вряд ли можно надеяться на то, что предприниматели будут стремиться работать по-белому, а бюджет получит налоги в полном объеме.
Елена Сесягина, председатель НП «Стратегия»:
Говорить о том, что ожидает систему ЖКХ в 2014 году, сложно, поскольку на этот год запланировано сразу несколько серьезных изменений, которые скажутся как на гражданах, так и на игроках рынка.
Первое – это изменение системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Здесь на сегодняшний день осталось немало вопросов, поскольку окончательные изменения в региональную нормативно-правовую базу еще не внесены. Пока не утверждена и региональная программа по капитальному ремонту многоквартирных домов, неясно, каким будет выбор жителей относительно способа формирования фонда капремонта. Окончательно эта система должна устояться к концу 2014 года.
Следующие серьезное изменение – это предстоящее введение регулирования на рынке услуг по управлению жилыми домами. Судя по тем заявлениям, которые делают федеральные власти, предпочтение, скорее всего, отдадут лицензированию – вопреки мнению экспертов и участников рынка, которые считают, что оптимальным механизмом стало бы саморегулирование.
С тем, что на рынке сегодня присутствуют управляющие компании, которые смело можно называть недобросовестными, вряд ли кто-то будет спорить. С тем, что необходим механизм, который бы позволил пресекать деятельность УК-однодневок или тех, кто не выполняет свои обязательства, - тоже. Тем не менее, на мой взгляд (аналогичную точку зрения уже высказывали и руководители управляющих компаний и ТСЖ, и эксперты) при нынешнем положении дел лицензирование в сфере ЖКХ станет благодатной почвой для коррупции и замечательным механизмом для выдавливания конкурентов с рынка. Уже сейчас между управляющими компаниями периодически вспыхивают настоящие «войны» за тот или иной многоквартирный дом. Не секрет, что есть УК, руководство или собственники которых имеют тесные связи с представителями властных и даже силовых структур. Отзыв лицензии – прекрасный нерыночный механизм, который будет использоваться в конкурентной борьбе. У саморегулирования тоже есть недостатки – опыт его введения в строительстве показал это. Но можно учесть это, чтобы минимизировать вероятность, скажем, картельного сговора между участниками одной СРО. Кроме того, саморегулирование предполагает обязательное страхование ответственности УК и создание компенсационного фонда. Таким образом, интересы жителей дома будут защищены. А при отзыве лицензии у жителей, конечно, останется возможность взыскать компенсацию, например, за ущерб, нанесенный бездействием УК, но только через суд, но, честно говоря, возможность эта весьма призрачная.
Кстати, к банкротству УК может привести и активное применение ряда норм постановления правительства РФ № 354, например, пункт, обязывающий УК компенсировать из собственных средств разницу между платой за ОДН, начисленной по нормативу, и фактическим потреблением ресурса на ОДН. Для небольших управляющих компаний, не имеющих достаточно свободных средств, это может стать настоящей удавкой. Да и крупным УК подобные обязательства серьезно осложнят жизнь.
Роман Ефремов, председатель комитета Ивановской областной думы по экономическому развитию:
На мой взгляд, сейчас мы имеем хорошую возможность для того чтобы сформировать на территории региона условия для благоприятного развития бизнеса. Дело в том, что именно сейчас существуют несколько трендов, объединение которых даст существенный эффект. В этом году в России будет введен национальный рейтинг регионов Doing Business – по аналогии с международным рейтингом, в котором, кстати, в 2013 году Россия поднялась на 12 пунктов. Сейчас идет работа по формированию критериев этого национального рейтинга. И у нас есть серьезный шанс занять в этом рейтинге достойное место. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны, врио губернатора Павел Коньков уже поставил ряд задач, направленных на улучшение условий для ведения бизнеса в регионе. Плюс сейчас ведется работа над корректировкой стратегии развития Ивановской области.
Я вижу своей первоочередной задачей (и депутаты - члены комитета по экономическому развитию поддерживают эту позицию) ликвидацию существующих ныне сложностей в административных регламентах или формирование новых регламентов, которые обеспечивали бы условия для эффективного развития бизнеса. То есть речь идет о снятии тех самых административных барьеров, сокращении сроков регистрации предприятий, регистрации прав на недвижимые объекты, упрощении процедуры техприсоединения и снижении ее стоимости и т.д. В частности, мы уже приняли решение о создании трех постоянно действующих комиссий: по сельскому хозяйству, по развитию строительной индустрии и по обеспечению благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса. Мы бы хотели, чтобы субъекты бизнеса, которые работают в этих отраслях, работали с нами в тесном контакте, формулировали бы проблемы, которые мешают им развиваться. И в конечном итоге лоббировали свои интересы на уровне регионального парламента. Депутаты, со своей стороны, формулировали бы изменения в законодательство или помогали наладить диалог с теми или иными структурами.
Наглядный пример – ситуация с техприсоединением к сетям электроснабжения. Для малого бизнеса существует возможность подключения до 15 кВт мощности по льготным тарифам. Если бизнесмен обращается за этим, то обычно электросетевые организации говорят: да, у вас есть такое право, но мы сможем сделать это только через два года. Или же можно подключить вас хоть завтра – но по индивидуальным тарифам. В Москве, где якобы все сложно, дорого и коррумпировано, за 2013 год смогли сократить срок присоединения субъектов малого и среднего бизнеса к сетям с 6 месяцев до 15 дней. То есть с момента подачи заявки до факта присоединения в Москве проходит 15 дней. К таким результатам надо стремиться и нам.
На мой взгляд, нам, представителям власти, надо сегодня вместе с предпринимательским сообществом находить подобные «узкие места» и разруливать их. Не надо ставить перед собой какую-то глобальную нерешаемую задачу, а начать вот с таких проблем, которые на самом деле серьезно тормозят развитие экономики области и снижают ее инвестиционную привлекательность. Надо отразить это в стратеги развития области, провести работу с организациями, от которых зависит решение проблемы, и начать ее решать. В некоторых случаях это будет сложно, но решение в конце концов найти можно. Пример – работа с газовиками по стоимости техприсоединения, которую правительство региона начало в прошлом году. Да, она идет небыстро, но «Газпром газораспределение Иваново» начал идти навстречу.
Безусловно, мы не будем ограничиваться рамками трех вышеназванных комиссий. Если мы совместно с бизнесменами выявляем какую-то системную проблему и для этого не требуется вносить изменения в областное законодательство, то есть несколько вариантов решения. Можно создать рабочую группу совместно с правительством региона, пригласить те организации, к которым возникают вопросы, и начать их решать. Скажем, есть установка федеральных властей сократить срок постановки объектов недвижимости на кадастровый учет до 5-7 дней. Когда об этом зашла речь на одном из заседаний совета по инвестициям, руководитель регионального управления Росреестра заявила, что они готовы эти сроки сокращать. Главное – чтобы руководство региона занимало в этих вопросах жесткую позицию. Таким же образом может строиться работа и с другими федеральными структурами или естественными монополиями – ведь именно к ним у бизнеса больше всего претензий.
Второй вариант – если дело в особенностях федерального законодательства, депутаты Ивановской областной думы могут инициировать внесение поправок. Мы можем сформулировать потребности региона, заручиться поддержкой парламентов других субъектов Федерации и выйти в Государственную Думу. Да, это тяжелый и долгий путь, но он законный и правильный.
И, наконец, у нас был опыт, когда губернатор, например, на федеральном уровне высказывал неудовлетворенность работой той или иной федеральной структуры. Этот ресурс тоже можно использовать, если мы видим, что существующий порядок однозначно вредит делу. Так что варианты есть. Но в целом, я рассчитываю на здравый смысл и на общий интерес.
Также сегодня стоит серьезная кадровая проблема. Немало представителей бизнес-сообщества говорят, что практически невозможно найти специалистов целого ряда профессий. Эти вопросы озвучиваются и на федеральном уровне, и Павел Коньков поставил задачу подготовить предложения по этому поводу. Будем изучать вопрос, например, о предоставлении региональных льгот для предприятий, которые занимаются подготовкой и переподготовкой кадров.
Еще один момент – это вопросы, связанные с кадастровой оценкой земли. На коллегии департамента имущества эта проблема затрагивалась, и выяснилось, что здесь немало противоречий. Сегодня существуют огромные перекосы в кадастровой стоимости участков. Например, обнаружилось, что самая высокая кадастровая стоимость – у земли под медицинскими учреждениям (в несколько раз выше, чем, скажем, под торговыми центрами). Будем разбираться с этим, корректировать.
В связи со всем вышесказанным я хотел бы обратить внимание бизнес-сообщества на то, что мы очень рассчитываем на их активную позицию. Я знаю, что многие из них не верят в то, что ситуацию можно изменить и потому крайне неохотно идут на взаимодействие с властью. Но при таких настроениях действительно ничего не изменишь. Мы готовы работать и с общественными объединениями предпринимателей, и с теми, кто не входит в эти объединения. Сегодня мы создали новые площадки для обсуждения проблем и рассчитываем на то, что к нам придут люди, готовые работать над изменением ситуации.