Писатель и художник Максим Кантор – о триумфальном поражении «креативного класса»
Странное дело: два года свергали власть (программы нового строя не придумали, но приложится); написали несметное число статей (содержание не запомнилось, но, в целом, ярких); произвели тьму мелких каверзных действий (“синие ведерки”, поддержка бандеровцев, гениталии, прибитые к брусчатке, танцы в храме); произвели сотни искрящихся имен (совершили эти люди нечто или нет, неважно); заклеймили собственную историю (никакой другой не знаем, ну и пусть); боролись за свободу (правда, за свою, не народную, - зато искренне).
Трудились каждый день – очень много людей работало, и эти люди получали зарплату. Митинги, брифинги, капустники, редакционные летучки, пятиминутки и деловые завтраки – так прошли годы.
Штабы партий, выборы, пикеты, депеши, доносы.
Одних доносов написано, полагаю, не намного меньше, чем в печально памятные годы – что ни газетная колонка, то донос.
Сделано немало. Денег на это ушло не меньше, думаю, чем на Олимпийские игры. Денег жаль, можно было строить детские сады, Словом, трудились: если сложить в одну кучу все газетные колонки и речи – Эльбруса не надо.
Пришел один Эрнст - и всех победил. Один.
За час человек сделал никчемной работу тысяч. Помимо прочего, открытие игр - лучший образец современного искусства; в содержательном отношении превосходит митинги.
Исключительно обидно.
Мир остался таким, каким был до Олимпиады. Природа капитализма, классовый конфликт – как были, так и остались, их никто не отменил. Но этого никто отменять даже и не собирался. Конфликт развивался в иной плоскости - в вопросах качественной пропаганды.
То был конфликт декораций: поменять освещение, перекрасить подиум. В сущности, те, кто называют себя \"креативным классом\"- специалисты по производству декораций, иного не умеют. В течение нескольких лет много людей занимались декоративным творчеством на любительском уровне, а потом пришел профессионал.
Несколько лет подряд показывали очень некачественное шоу, плохой провинциальный цирк - многие были недовольны, а кому-то и нравилось: все-таки лучше, чем ничего. Пусть хоть так, посмеемся, спляшем, но было понятно - в столице лучше делают.
А потом показали столичное представление. Большой Театр всегда превосходит районный дом культуры. Это оскорбительно, но это факт.