Станислав Иванов
В последнее время политологами и СМИ много внимания уделяется так называемому исламскому фактору, который объективно играет все большую роль в политической и общественной жизни нашей цивилизации. В обиход прочно вошли новые понятия и термины, такие как политизированный ислам, исламистские партии и группировки, исламский экстремизм, исламский радикализм, джихадизм и им подобные. Как правило, эти словосочетания озвучиваются в основном в негативном ключе, как представляющие угрозу национальной и международной безопасности.
Действительно, часть мусульманских течений (салафиты, ваххабиты и другие) придерживается радикальных взглядов на государственное и общественное устройство и используется определенными политическими кругами для удержания или завоевания власти в той или иной стране или регионе. В ряде государств Ближнего и Среднего Востока ислам уже сегодня является государственной религией (монархии Персидского залива, Пакистан, Иран, другие), в основу законодательств там положен шариат (мусульманское право), отмечается стремление этих стран распространить влияние ислама в мире как можно шире, вплоть до создания нового Исламского халифата. Реализации этих планов способствует продолжающийся рост населения большинства мусульманских государств, значительные миграционные потоки мусульман в страны Европы, Америки для получения образования и трудоустройства.
Только в ФРГ число мусульман ежегодно увеличивается на 60-80 тысяч человек и уже достигло 4 млн. человек, на региональном уровне (парламентами земель) ислам признается официальной религией, строятся новые мечети. Одновременно в Германии было закрыто 400 католических церквей и более 100 протестантских. Еще 700 католических церквей запланировано к закрытию в течение ближайших нескольких лет. Мусульмане весьма охотно покупают здания бывших соборов и переделывают их в мечети. Аналогичная картина наблюдается в большей части стран Евросоюза. Справедливости ради можно заметить, что и в России доля мусульман постоянно увеличивается, как за счет роста населения на Северном Кавказе, в других традиционно мусульманских регионах, так и за счет продолжающейся миграции в РФ иностранцев из Азербайджана, стран Центральной Азии. Можно ожидать, что в условиях дальнейшей глобализации всех мировых процессов и демографического кризиса в европейских государствах миграционные потоки будут лишь увеличиваться, соответственно будет продолжена исламизация Европы и части постсоветского пространства.
Чем еще можно объяснить продолжающуюся экспансию ислама в мире? С окончанием холодной войны прекратилось политическое и идеологическое противостояние систем капитализма и социализма. Крах коммунистических идей и марксистско-ленинской теории, которые были довольно популярны на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке и Азии, дискредитация западного образа жизни (порнография, педофилия, однополые браки, пропаганда половой распущенности, сквернословия и насилия, алкоголизм, наркомания, организованная преступность, коррупция, оскорбление чувств верующих и т.п. явления) – все это способствовало поиску новых моральных и нравственных ориентиров и ценностей. Якобы, предшественник нынешнего Папы римского Франциска — Бенедикт XVI только в 2011-2012 гг. вынужден был лишить сана 384 священнослужителя за изнасилование и растление детей, сообщило американское агентство «Ассошиэйтед пресс» со ссылкой на документы из Ватикана. Показатель за эти два года оказался выше, чем в 2008-2009 гг., когда церковь вычистила из своих рядов 171 педофила. Недавно вышедший на экраны американский фильм «Волк с Уолл-стрит» был запрещен к прокату в Малайзии и Непале, а в Индии и Ливане показан лишь в усеченной версии. Причиной тому стало обилие откровенных сексуальных сцен, персонажи фильма как бы соревнуются между собой в сквернословии: различные вариации грубых ругательств употребляются в ленте 569 раз. Картина, тем не менее, была представлена на премию «Оскар» в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучшая мужская роль», «Лучшая мужская роль второго плана» и «Лучший адаптированный сценарий». Это яркий пример деградации западной культуры.
Широкую известность получили факты демонстративного публичного сожжения Корана протестантским священником в США, аналогичные провокации устраивали американские военнослужащие в Афганистане, общественное мнение было взбудоражено тиражированием в американских СМИ (интернете) оскорбительного для мусульман фильма о Пророке Мухаммеде. Ранее, в ряде стран Европы неоднократно распространяли карикатуры на Мухаммеда. Мусульман и все мировое сообщество возмутили не только сами факты оскорбления исламских святынь отдельными личностями, но запоздалая и вялая реакция властей западных государств на эти события. Оказывается, что западная демократия допускает оскорбление чувств верующих и большинство провокаторов, разжигавших религиозную рознь, остались безнаказанными. Естественно, эти события вызвали ответную бурную реакцию мусульман, стихийные акции протеста прокатились по всему миру.
Ислам, как и любая другая религия, сама по себе не может представлять какой-либо угрозы Человечеству. Люди издавна искали смысл своей жизни, пытались найти свой путь к Богу и это вполне естественно. В священной книге мусульман Коране, также как и в Библии, отсутствуют призывы к религиозной нетерпимости или насилию по отношению к представителям других конфессий, религиозных течений и даже атеистам. Признается, что Бог един и человек имеет право сам выбрать себе веру, главное – следовать заповедям Всевышнего и вести праведный образ жизни. Не случайно, что даже для многих европейцев и американцев принятие ислама стало спасением от нравственной пустоты и одиночества, помогло им найти духовную опору в жизни.
Политизация и радикализация ислама во многом порождается и попытками США и их западных союзников искусственно насаждать свои, западные, модели демократии на Ближнем и Среднем Востоке. Не случайно на смену свергнутых не без помощи Запада правящих элит и режимов в Тунисе, Египте, Ливии, Йемене пришли не прозападные режимы, а исламистские партии и группировки типа «Братьев-мусульман». Активное участие США и НАТО в свержении режима Муаммара Каддафи в Ливии бумерангом вернулось к ним убийством исламистами американского посла и еще нескольких дипломатов США в Бенгази. В Вашингтоне вынуждены также констатировать, что существует реальная угроза захвата власти в Сирии тесно связанными с «Аль-Каидой» радикальными исламистскими группировками, типа «Джабга ан-Нусра» и «Исламское государство Ирака и Леванта». Долгое время Вашингтон и его союзники делали вид, что не замечают миллиардных вливаний со стороны Саудовской Аравии и Катара боевикам вышеупомянутых группировок, вербовку новых джихадистов по всему миру, в том числе и в западных странах. И только когда десятки тысяч иностранных наемников превратились в третью силу в сирийском конфликте и стали воевать уже не только с правительственными войсками, но и с прозападной вооруженной оппозицией в лице Свободной сирийской армии, Вашингтон забил тревогу. Только тогда Госдеп США вспомнил, что упомянутые группировки включены в американский список террористических организаций. Повторяется афганский сценарий, когда, созданная с помощью ЦРУ на деньги монархий Персидского залива «Аль-Каида» во главе с Усама бен Ладаном, вскоре вышла из-под контроля и развязала террористическую войну против своих бывших спонсоров и хозяев.
Таким образом, процесс распространения ислама как самой молодой и популярной среди широких народных масс религии на планете можно считать явлением естественным и не представляющим какой-либо угрозы Человечеству. Однако стремление правящих кругов и оппозиции отдельных стран на Ближнем и Среднем Востоке политизировать ислам и использовать его в своей борьбе за власть все больше дестабилизирует обстановку в регионе и в целом, в мире. В качестве одного из опасных экспериментов с исламом можно считать разжигание Эр-Риядом и его партнерами по Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) суннитско-шиитской вражды. Уже несколько лет льется кровь арабов-мусульман (суннитов, шиитов, алавитов) в Сирии, Ираке, Ливане. Довольно жестко были подавлены властями стихийные выступления шиитов в Саудовской Аравии и на Бахрейне. Попытки ускоренной или даже насильственной демократизации стран Ближнего и Среднего Востока по западным лекалам также приводят к росту влияния в исламском мире радикальных исламистских группировок и течений, тесно связанных с силами международного терроризма.