Хит этой недели для массового потребителя информации – безусловно, заявление врио губернатора Павла Конькова о том, что пресловутая социальная норма потребления электроэнергии в Ивановской области в этом году вводиться не будет, если право определять сроки ее введения федеральные власти передадут регионам. Прозвучало это заявление на заседании правительства 25 февраля. Словно в ответ на это в тот же день вышло постановление правительства РФ «Об изменениях в актах Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)». Главное новшество – регионам дали право на установление сроков введения социальной нормы потребления на электроэнергию. Правда, ввести их все равно придется к июлю 2016 года. Так что теперь остросоциальная тема отодвинута, как минимум, на два года, а у Конькова появился неплохой предвыборный козырь: мол, я вас всех спас от немедленного введения энергопайка.
Собственно, в рамках предвыборной логики этот шаг абсолютно правильный. Хотя вопросы, связанные с энергопайком, остаются, в том числе и по его размерам, и по формулам расчетов. Кстати, по счастью, до федеральных властей дошло, что соцнорму нужно устанавливать на потребление не только в квартирах, но и в местах общего пользования многоквартирных домов, иначе народный ропот по поводу платежей за ОДН снова бы поднялся. В постановлении от 25 февраля особо оговаривается, что потребление в местах общего пользования оплачивается по тарифу соцнормы в пределах нормативного (а в Ивановской области эти нормативы начали действовать с 1 января этого года, так что в этом смысле область готова к введению энергопайка).
Не снятым остался и, пожалуй, ключевой вопрос: чего ради затеяна вся эта суета вокруг социальной нормы потребления? Явно не для того, чтобы Коньков и еще несколько руководителей регионов, которым в этом году предстоят выборы, смогли выглядеть в глазах населения спасителями Отечества. Основной экономический аргумент – ликвидация перекрестного субсидирования в сфере электроэнергетики. И вот здесь чем дальше, тем более бессмысленными кажутся телодвижения властей.
Собственно, о проблеме перекрестного субсидирования в электроэнергетике говорят не один год и даже не одно десятилетие. Само перекрестное субсидирование – это снижение цен (тарифов) для одних потребителей (в данном случае населения и потребителей, приравненных к населению, то есть объектов социальной сферы) за счет повышения цен (тарифов) для прочих потребителей (то есть промышленности и других юридических лиц). Энергетики, по большому счету не заинтересованы в его снижении, потому что доля потребления населения и приравненных к нему категорий в общем объеме потребления электроэнергии в стране заметно ниже, чем доля промышленности. Ивановская область, кстати, в данном случае не слишком показательный пример, поскольку энергоемких производств (например, металлургических) у нас не так уж много.
Власти также не заинтересованы в ликвидации «перекрестки». Поскольку это вызовет существенный рост тарифов для населения (процентов на 40). А следом – неизбежное общественное недовольство. Население тоже явно не захочет тратить на электроэнергию на 40 % больше. Особенно на фоне все активнее растущих расходов на жилищно-коммунальные услуги. И выходит, что самый большой интерес в этом деле – у юридических лиц. Которые с 2011 года полностью оплачивают свое энергопотребление по нерегулируемым ценам, которые, в зависимости от тарифа, могут превышать тариф для населения в несколько раз.
Поддержка промышленности и малого и среднего бизнеса за счет снижения их расходов на оплату электроэнергии – дело, без сомнения, хорошее. Вот только, похоже, никакие соцнормы не дадут необходимого эффекта. На заседании правительства региона начальник РСТ Владимир Шарыпов привел ряд данных, которые вполне позволяют оценить масштаб проблемы в нашем регионе.
На 2014 год для населения установлены тарифы на электроэнергию, которые в среднем составляют лишь 57,9 % от стоимости электроэнергии, которую чиновники подают как реальную (большой вопрос, кто читал реальность этой цены, но в данном случае вряд ли стоит углубляться в нюансы ценообразования на рынке электроэнергетики). Эта реальная цена вплотную приблизилась к 5 рублям за кВт*ч. Соответственно 42,1 % от этой стоимости переплачивают промышленность и прочие юрлица.
Нагрузка в виде перекрестного субсидирования закладывается в тариф на передачу электроэнергии для юрлиц – поскольку это, пожалуй, единственная крупная постоянная составляющая в тарифе, в отличие от стоимости продукции генерации и процентов накрутки сбытовиков. На 2014 год средний экономически обоснованный тариф на передачу электроэнергии для юрлиц составляет порядка 1,9 руб/кВт*ч, и 35,6 % (68 копеек) из него – компенсация за пониженные тарифы для населения. Всего же за 2014 год юрлица переплатят за население 1,35 млрд рублей.
Кстати сказать, объем перекрестного субсидирования за последние пять лет в процентном выражении снизился (в 2009 году он составлял 38,8 % от тарифа на передачу для юрлиц, а в 2014-м, как уже упоминалось, - 35,6%), а в денежном – вырос почти на 500 млн рублей.
По данным переписи населения 2012 года в Ивановской области 449 414 частных домохозяйств. Тупо разделив сумму переплаты на число домохозяйств, получим, что для ликвидации перекрестного субсидирования необходимо, чтобы каждое домохозяйство платило дополнительно порядка 3 тысяч рублей в год или 250 рублей в месяц. Эта сумма вполне соотносится с ежемесячными платежами очень многих жителей области, а то и превышает ее у особо экономных пенсионеров. Предположить, что в обозримом будущем кто-то (Коньков или кто-то другой, непринципиально) решится повысить тариф на электроэнергию для населения и приравненных к ним категорий потребителей в 2 раза, конечно, можно. Но вероятность этого стремится к нулю. Идиотов до такой степени дебильности во власти пока не наблюдалось.
Исходя из установок федеральных властей, что в соцнорму должны укладываться 70 % потребителей категории «население и приравненные к нему», а также новую норму (введенную постановлением от 25 февраля) о том, что тариф на электроэнергию, потребленную сверх нормы. Не должен превышать 40 % от тарифа в рамках соцнормы, получаем абсолютно нерешаемую задачу. И это при том, что даже по официальным данным в 2012 году потребление населения составляло 12 % от общего потребления электроэнергии в стране. На заседании правительства региона председатель комитета ИОД по ЖКХ Александр Шаботинский привел данные (правда, без ссылки на первоисточник), что по РФ в целом доля потребления населения составляет 11%. А в Ивановской области – 30 % из-за специфики отраслевого развития экономики. Но это, как говорится, то крылышко, которое уже можно не считать.
Речь, собственно, о том, что весь сыр-бор, который еще не закончился и обострится через два года, был затеян на ровном месте и не принес и не принесет каких-либо заметных результатов. Ну, кроме имиджа борцов за счастье народное тем, кто успел вовремя заявить, что не допустит введения энергопайка.
1000inf.ru