Смена руководства Ивановской области может оказаться не формальной заменой вывески, а сменой парадигмы развития. Впрочем, это во многом зависит от случайного стечения обстоятельств, которые плохо прогнозируются. Граждане при этом будут по-прежнему оставаться статистами.
Начало года — самое благодатное и благодарное время для журналиста-аналитика. Любой повод дает возможность безапелляционно и вдумчиво заявить: впервые в этом году… Ну, а дальше дело техники и опыта.
Постараюсь избежать такого искушения, но задачу себе тем не менее облегчу: вместо того чтобы оценивать знаковые события января, вербализирую ожидания, которые, на мой взгляд, будут задавать тренды на весь год.
Наступивший 2014-й — ключевой год в нашей ивановской истории. Некий водораздел эпох. Поэтому прошедший январь дает начало не году, но нескольким годам. Впрочем, горизонт планирования ограничим двенадцатью месяцами: по их истечении все будет ясно.
Нет сомнений, что новым губернатором Ивановской области по результатам выборов 14 сентября станет нынешний временно исполняющий обязанности губернатора, но при этом с точки зрения функций и формальных полномочий уже сейчас полноценный глава региона Павел Коньков. Разного рода экзотические сценарии здесь и сейчас мы обсуждать не будем (при всем уважении к реальным, потенциальным или даже мне лично неизвестным желающим попасть в число кандидатов в ивановские губернаторы).
Единственный шанс Конькова не стать губернатором — это если вдруг он станет танцевать голым при Луне, а кадры с этим языческим действом покажет Первый канал. Причем, если это покажет только «Барс», то Павел Алексеевич все равно станет губернатором…
Предыдущие два абзаца не имеют никакого отношения к реальному политическому процессу и не могут стать основанием для неких действий или бездействий субъектов политики в Ивановской области в ближайшие месяцы. Это глобальная характеристика реальности, в соответствии с которой нужно оценивать тактические ходы тех или иных персонажей. То есть никто по-честному не борется против Конькова или за него, но все решают некие задачи в контексте переходного периода…
Михаил Мень, казалось бы, совсем недавно покинул Ивановскую область. Павел Коньков не совершает резких движений и не проводит ревизию решений и подходов своего предшественника. Но общая атмосфера уже сильно изменилась. Единое политическое пространство губернии распадается на отдельные куски. Мы возвращаемся к патриархальному ивановскому бытию: с боярами, купцами и незлобивым князем без Малюты Скуратова, роль которого исполнял Сергей Пахомов.
При всем внешнем православно-государственном антураже предыдущего руководства Ивановской области, движущей силой поступков Меня и Ко были два мотивирующих психоза — страх и презрение.
Им самим не удалось избавиться от комплекса неполноценности, тем более что чем дальше, тем больше становилось понятно, что успехов нет и им нечего предъявить народу и элитам в качестве достижений. Отсюда и бесконечное, зачастую бессмысленное и неэффективное, закручивание гаек, зачистка политического и медийного пространства.
Этическая, моральная, управленческая слабость компенсировалась жестким администрированием и смещением личностных мотиваций бюрократии с решения задач развития региона на задачи персонального выживания. Это не характеристика господствующей атмосферы, формирующейся среди чиновников исподволь. Это четкая схема организации труда, разработанная и внедренная в структуры исполнительной власти региона сознательно и со знанием дела.
Прежде всего, ни один руководитель подразделения в региональном правительстве не обладает полнотой власти. Его заместитель имеет возможность прямого выхода на вышестоящее руководство через голову начальника. Руководитель и заместитель — это параллельный канал, а не последовательный. При этой схеме начальник ждет подвоха от своего зама, а зам надеется занять его место и имеет реальные возможности для этого, поощряемый самым главным начальником.
Чехарда со сменой руководителей в правительстве была не признаком кадровой истерии, а четким планом «ротации» с целью полного разрушения горизонтальных связей и упрочиванием только одной вертикали: от губернатора напрямую ко всем, минуя переходные звенья.
Такая система в неизменном виде существует и сегодня. При этом Михаил Мень мог тасовать колоду как угодно. У Павла Конькова нет карт-бланша, каждую новую фигуру или перемещение старой он вынужден согласовывать в Администрации президента.
Главная задача Конькова — это смена мотивации членов правительства и ивановской бюрократии в целом. Это возможно только при полной свободе кадровых решений и скорее всего тотальной замене руководителей подразделений. Первый, кто будет этому противиться — Мень, поскольку сохранение кадрового и системного статус-кво в Ивановской области является для него гарантией того, что никто не будет вытаскивать скелеты из шкафов.
Таким образом, главный враг Павла Конькова, если он желает реализации своих амбиций как руководитель и политик — это Михаил Мень. И главные задачи, которые Коньков должен решать, находятся не в Ивановской области, не в местной тусовке, а в Москве.
Важнейшим показателем, лакмусовой бумажкой стратегии Павла Конькова, демонстрацией его кредо гражданина и политика будет ближайшее заседание Ивановской областной думы.
Фракция КПРФ внесла в думу законопроект «О внесении изменений в Закон Ивановской области «О выборах Губернатора Ивановской области». Дело совсем не в коммунистах, а в сути.
Законопроект размером в страничку, а изменения и вовсе укладываются в одно предложение: снизить муниципальный фильтр при выдвижении кандидатов в губернаторы Ивановской области с 10 до 5%. Речь идет о том, что прежде чем зарегистрироваться кандидатом в губернаторы претендент должен собрать в свою поддержку подписи депутатов органов местного самоуправления и избранных глав городов и районов.
Федеральное законодательство устанавливает максимальный барьер в размере 10%. Закон Ивановской области принят в самом жестком разрешенном варианте. Более того, в отличие, например, от закона города Москвы, наш запрещает участвовать в выборах губернатора самовыдвиженцам — за мандат могут бороться только кандидаты, выдвинутые политическими партиями.
Такое закручивание гаек — свидетельство все того же страха бывшего губернатора Меня и его презрения к ивановцам.
Закон Ивановской области «О выборах губернатора» — абсолютно хамский документ, нормативный акт высшего жлобского пошиба. И дело даже не в том, что он максимально возможно ограничивает право на участие в выборах (соответственно, и избирательное право жителей Ивановской области) — он характеризует моральные качества политической элиты Ивановской области.
Не нужно просто так обижать наших депутатов, но и преувеличивать их политический вес тоже не стоит: захочет врио губернатора, чтобы они изменили закон — они изменят, не захочет — не изменят (пока еще, к сожалению, так).
Как в капле воды виден океан, так и в этом событии можно будет уловить и понять настроения Павла Конькова.
Очень бы хотелось смены эпох в Ивановской области. Не стоит, конечно, идеализировать бюрократию, ожидая от нее чего-то сверхъестественного. Однако мотивацию хотелось бы видеть иную.
За последние восемь лет в Ивановской области, на мой взгляд, проходил отрицательный отбор в политических структурах, а также в законодательных и исполнительных органах власти. Существующие фигуры не подпирают снизу те, кто прошел конкурентный честный отбор, кто научился, натренировался, сформировался, как публичный политик. На первый план выходят люди (за редким исключением), имена которых мы знали и десять лет назад.
Одни и те же депутаты сидят в представительных органах власти несколько сроков подряд (некоторые уже десятилетиями) — только в бедрах пошире становятся.
2014 год — переходный период. Пока только непонятно, переход к чему: ждут ли нас качественные изменения, либо же просто картинка в телевизоре сменится. К сожалению, политическая система, политическая культура и традиции таковы, что ничего, или очень мало, зависит от граждан. Опять уповаем только на добрую волю и разум высших сил.