Как известно, противодействие незаконным финансовым операциям, связанным с выводом денежных средств из нашей страны, наряду с выполнением фискальных функций, является одним из основных направлений деятельности ФТС России. О том, какова на сегодняшний день ситуация в данной сфере и какие меры принимаются для пресечения подобных нарушений, в интервью журналу «Таможня» рассказал начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВиЭК) ФТС России Петр Баклаков
Россия числится в списке лидеров по объемам нелегального оттока капитала из страны, в абсолютных показателях уступая только Китаю. К такому выводу пришли в независимом американском исследовательском центре Global Financial Integrity (GFI). Из представленных его сотрудниками расчетов следует, что за 2002-2011 годы из Российской Федерации за границу было выведено порядка 881 млрд долларов. Рекордный отток капитала пришелся на 2011 год — 191,1 млрд долларов. При этом Центробанк оценил объемы легального вывода средств в 84,2 млрд долларов.
По оценкам экспертов, вывод средств из страны, как правило, совершается за счет искажения стоимости товаров при таможенном декларировании, а также перевода денег в компании-«однодневки». Слабым утешением для нас может служить тот факт, что за тот же период времени по различным «серым» схемам Китай покинули 1,076 млрд долларов. Следует отметить, что в уже упоминавшемся 2011 году по этому показателю мы обогнали Поднебесную, из которой тогда вывезли 151,4 млрд долларов.
Одно из основных решений проблемы эксперты связывают с борьбой с фирмами-«однодневками», настоящих владельцев которых установить невозможно.
Петр Баклаков отметил, что, к сожалению, проблема незаконного вывоза капитала за рубеж по-прежнему остается серьезной. За последние 5 лет различные источники неуклонно фиксируют рост такого оттока денежных средств из Российской Федерации. Так, Банк России в своих аналитических материалах показывает рост объемов сомнительных валютных операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью, в общем объеме оттока капитала.
Представитель таможенной службы подтвердил, что, по оценкам GFI, в основу которых положены данные Всемирного банка, в последнее время в общем оттоке денежных средств наблюдается рост доли нелегального вывода капитала из России. В составленном GFI рейтинге государств с наибольшим объемом незаконно вывезенных за рубеж средств, как уже отмечалось, наша страна занимает второе место вслед за Китаем. Далее идут Мексика, Саудовская Аравия и Малайзия.
Виноваты нерезиденты
Анализ наиболее часто встречающихся нарушений в данной сфере показал, что наиболее значительный объем сомнительных валютных операций, фиксируемых в последние годы, составляли платежи в пользу нерезидентов, осуществляемые с использованием поддельных таможенных деклараций, подтверждающих ввоз товаров на территорию Российской Федерации. «Что касается фиксируемых сегодня аналогичных нарушений - это следствие пролонгированного эффекта, результат проведенных в предыдущие годы валютных операций», - подчеркнул представитель ФТС России.
Он также отметил, что «в результате консолидированных усилий таможенного ведомства и Банка России объем именно этих и подобных им операций за последнее время стал несколько уменьшаться. Эффективность принятых в данной сфере мер может быть оценена уже к концу текущего года. Однако уже сейчас число индивидуальных запросов кредитных организаций о проверке фактов оформления деклараций на товары резко сократилось».
Говоря о роли ФТС России в данном процессе, Петр Баклаков уточнил, что таможенным ведомством «совместно с рядом других ведомств принят целый ряд законодательных и организационных мер, направленных на обеспечение уполномоченных банков своевременной и корректной информацией об оформленных декларациях на товары. В результате появилась довольно эффективная технология, которая позволяет кредитным организациям оперативно выявлять недостоверные декларации, представляемые для обоснования валютных операций, и реализовывать их право на отказ в осуществлении таких операций».
Так, для противодействия незаконным операциям был внесен ряд основательных изменений в законодательство Российской Федерации именно в части усиления мер ответственности за нарушение требований по репатриации денежных средств. Соответствующие поправки были внесены в Уголовный, Административный, Налоговый и Таможенный кодексы. В результате были значительно ужесточены требования к финансовым операциям, позволившие активизировать борьбу с отмыванием денежных средств, их нелегальным выводом из Российской Федерации, а также с незаконными валютными операциями.
В Уголовном кодексе РФ, в частности, появились две новые нормы. Они предусматривают уголовную ответственность за представление поддельных документов в части обоснования валютных операций и в части контрабанды наличных денежных средств, то есть их перемещения через границу помимо таможенного контроля и без декларирования. При этом ФТС России активно взаимодействует с Центральным банком в плане организации обмена данными по части фактов таможенного оформления и в соответствии с законом представляет информацию регулятору и уполномоченным банкам не позднее чем через три дня с момента выпуска товаров. В службе считают, что благодаря этому ситуация, связанная с представлением поддельных деклараций, в ближайшее время должна свестись к минимуму.
В обход закона
Начальник УТОВиЭК сообщил, что с созданием Таможенного союза (ТС) у нарушителей валютного законодательства появились новые пути его обхода. Этому во многом способствовало снятие таможенного контроля на внутренних границах ТС. Оно также стало одной из причин переориентирования схемы с использованием фиктивных таможенных деклараций на представление при осуществлении взаимной торговли поддельных транспортных и товаросопроводительных документов. Практика показала, что установить их достоверность очень сложно.
Кроме того, неэффективным оказался и контроль за перемещением товаров по сделкам в рамках взаимной торговли на основании использования статистических форм, применяемых для ведения статистики взаимной торговли. Дело в том, что заявляемые в этих документах сведения носят лишь уведомительный характер, а законодательством ТС представление в таможенные органы подтверждающих эти сведения документов не предусмотрено. Поэтому на сегодня сложилась ситуация, когда, кроме расхождения данных статистики взаимной торговли, у таможенников также отсутствует возможность для формирования доказательной базы по административным и уголовным делам.
При этом, как отметил Петр Баклаков, ситуация в странах-партнерах по Таможенному союзу не везде одинаковая. Так, Беларусь располагает автоматизированной системой ведения информационного ресурса бланков документов, содержащей усеченную информацию о выданных товаротранспортных накладных. Однако этих сведений недостаточно как для использования при проведении проверочных мероприятий, так и для формирования доказательной базы по административным и уголовным делам.
При этом, по заключению ГТК Беларуси, товаротранспортные накладные не могут подтверждать факт перемещения товаров во взаимной торговле. Они всего лишь отражают их отгрузку. Кроме того, в указанных статистических формах нет точных сведении о российских контрагентах по сделкам с резидентами Республики Беларусь. В то же время в Казахстане вообще отсутствуют информационные ресурсы, позволяющие проверять достоверность и подлинность казахских товаротранспортных накладных.
Как уточнил начальник УТОВиЭК, по оценке Банка России, в 2012 году в счет оплаты поставок товаров из Казахстана и Беларуси российские резиденты перевели на счета в банках третьих стран, то есть в офшоры, около 25 млрд долларов. В этой ситуации поиск путей противодействия белорусским и казахстанским «каналам» стал одним из главных направлений работы правоохранительных органов, которая ведется на площадке Межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям под председательством помощника Президента РФ Евгения Школова. Активное участие в ней принимает и ФТС России. Она уже направила в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) и Правительство РФ свои предложения по совершенствованию межгосударственного информационного взаимодействия государств - членов ТС.
Спрятались за стоимость
В настоящее время специалистов особенно тревожат незаконные финансовые операции, связанные с выводом из Российской Федерации денежных средств, при реализации которых используются схемы, основанные на значительном завышении контрактной стоимости ввозимых в Россию товаров. Например, в регионе деятельности Калининградской областной таможни при помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, которая не предполагает уплату таможенных пошлин и налогов, были зафиксированы факты декларирования товаров с очень значительным завышением их контрактной цены.
Нередко имеют место такого рода завышения в сотни, а то и в тысячи раз. Аналогичная схема, уточнил Петр Баклаков, может быть использована во всех случаях, когда цена товара не влияет на сумму таможенных платежей. Ее использование позволяет резидентам переводить в пользу нерезидентов, зарегистрированных в офшорных зонах, практически неограниченные денежные суммы. Хотя это уже давно известный механизм вывода капитала, но у таможенников до сих пор нет эффективного способа борьбы с подобной схемой. Дело в том, что на сегодня у них нет соответствующих полномочий, связанных с корректировкой цены контракта.
При этом начальник УТОВиЭК посетовал, что «данная схема оказалась живучей. Информация об этом присутствует в Росфинмониторинге, поскольку там контролируют отмывание незаконных доходов. Невозможность же запрета декларирования товаров по завышенной цене обосновывается пунктом 1 статьи 485 ГК России. В соответствии с ней цена формируется исключительно исходя из согласованных условий, зафиксированных во внешнеторговых договорах или контрактах, самостоятельно выбираемых контрагентами по сделке.
Подобных примеров могу привести множество. Так, некий резидент вывез оборудование для производства пенобетонных блоков стоимостью 3,7 млн евро. Экспертиза показала, что установка прошла косметический ремонт и относится к бывшим в употреблении. Технический уровень конструкции свидетельствовал об ее ограниченных технологических возможностях, которые соответствуют уровню девяностых годов прошлого века. Даже маркировочная табличка была изготовлена кустарным способом.
Согласно заключению фактическая стоимость такого оборудования на российском рынке составляет всего 36,5 тыс. рублей. Получалось, что цена товара, определенная экспертом, отличалась от заявленной участником ВЭД в меньшую сторону более чем в четыре тысячи раз! Аналогичная ситуация складывается и по другим группам товаров, представленным к таможенному декларированию со значительным завышением их цены. Скажем, стоимость войлока или 115В-накопителей, причем нередко непригодных к использованию, завышается чуть ли не в сотню раз».
При этом объемы махинаций, проводимых с нерезидентами, зарегистрированными в офшорных зонах, весьма внушительны. На сегодняшний день, по данным таможенников, они превышают 35 млрд рублей. Информация о данной схеме оттока капитала ФТС России уже направила в Росфинмониторинг и Правительство РФ. В ней сообщается, что, поскольку таможня не обладает инструментами, позволяющими противодействовать таким сделкам, проблема должна решаться силами всех правоохранительных органов на площадке уже упоминавшейся Межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям. Все участвующие в ней компетентные инстанции уже получили предложение ФТС России по данной проблеме.