Алексей Машкевич
Мы решили не нарушать давнюю традицию: на протяжении уже семи лет в каждом январском номере журнала выходит интервью с губернатором. В этом году у губернатора приставка врио и другая фамилия, но тема нашего разговора прежняя - с чем мы входим в следующий год.
Павел Алексеевич, за свою предпринимательскую карьеру и карьеру чиновника вы смотрели на нашу область с разных точек зрения и из разных кресел. Когда вы сейчас приняли область, какой вы ее увидели, что-то новое открылось в ней для вас?
Нет. Учитывая то, что я давно живу здесь, достаточно долгое время вхожу в руководящий состав (неважно, в бизнесе или по власти) и в целом отношу себя к людям информированным, я бы не сказал, что мне открылось что-то новое.
А то, что вы стали исполняющим обязанности 16 октября, для вас лично стало неожиданностью?
Ну, процесс моего назначения продолжался порядка двух недель…
То есть для нас это случилось 16 октября, а для вас чуть раньше. Но это стало неожиданностью или вы все-таки давно знали: я буду губернатором?
Нет, я узнал, что буду исполняющим обязанности губернатора вечером 15 октября, но учитывая, что перед этим прошли встречи с высшим руководством страны, я понимал, что это – не дежурные встречи. Я чувствовал, что нахожусь в каком-то шорт-листе.
Было приятно? Первое чувство?
Как ни удивительно, все было абсолютно неожиданно. Процедура тянулась на протяжении недели, у меня даже не было ощущения, что решение принято - было ощущение, что процесс продолжается….
Когда вы были председателем тогда еще Законодательного собрания, то в интервью газете «Частник» высказали такую мысль: почему первым лицом в регионе считается руководитель исполнительной власти, ведь правильнее присвоить этот статус тому, кто возглавляет законодательную власть, поскольку он избран народом и руководит органом, который состоит из таких же народных избранников. Оказавшись в другом кресле, вы изменили свое мнение по этому поводу?
С точки зрения организации дела в области я никогда не сомневался, что исполнительная власть, безусловно, играет ведущую роль. Кстати говоря, если мы проанализируем, то увидим, что из общего числа законов, которые рассматривают законодатели, подавляющее большинство – и на уровне Российской Федерации, и на уровне региона – вносит именно исполнительная власть (правительство). Под своими словами, которые я говорил тогда, я готов подписаться и сегодня. Идеальный вариант - когда те или иные решения исполнительной власти проверяются определенным критерием, и вот законодательная власть – именно такой критерий. Если исполнительная власть может ориентироваться на какие-то кажущиеся или действительные государственные интересы, интересы области, то задача законодательной власти – рассматривать эти решения с точки зрения интересов тех людей, которые ее избрали. У любого правительства есть какая-то стратегия развития, и оно старается двигаться в рамках этой стратегии, а депутаты должны понимать, как эта стратегия воспринимается людьми.
До того, как вы пришли работать в областное правительство, вы занимали руководящие посты в группе компаний «Мега», основным владельцем которой является Василий Гущин. И теперь все в городе говорят, что он самый приближенный к губернатору человек. У него будут какие-то особые привилегии?
Этот вопрос логичнее всего адресовать Василию Евгеньевичу. То, что мы до сих пор поддерживаем нормальные, в том числе товарищеские отношения, во многом связано с тем, что Василий очень четко понимает круг моих задач и с момента назначения в правительство в 2008 году у меня с ним никогда не возникало никаких проблем. Как только я стал чиновником, я сразу же вышел из всех бизнес-структур. Василий Гущин ни разу не поставил меня в ситуацию, когда мне пришлось бы принимать решения в интересах конкретной группы компаний, которую он возглавляет. Он активный человек, и мы, естественно, достаточно часто встречаемся.
Но вы были председателем Совета директоров ОАО «ИвРегионСинтез», который создан для строительства комбината синтетического волокна и который продвигает Гущин.
Я стал председателем Совета директоров ОАО «Иврегионсинтез» потому, что это важнейший проект правительства Ивановской области. То, что Василий Евгеньевич возглавил исполнительный орган этой организации - отнюдь не привилегия. Это проект, в котором пахать, пахать и пахать. И я искренне благодарен Василию Евгеньевичу за то, что он взялся за эту работу и работает как профессионал. То, что мы сегодня вышли на какие-то расходы бюджета, на мой взгляд, совершенно оправданно, хотя не скрою, в самом начале не планировалось. Но по мере проработки проекта мы столкнулись с любопытным фактом: текстильная промышленность, легкая промышленность — это не промышленность воротил, это все-таки средний и малый бизнес, и инвесторов на такой проект найти невозможно. Нужный нам инвестор - среди людей, которые не являются специалистами текстильной или легкой промышленности, а раз так, значит, они очень осторожно подходят к трате денег на начальной стадии – им надо видеть проект, чтобы просчитать экономику, объемы и прочее, оценить риски и т.п. И, кстати говоря, когда губернатор принял решение начать финансировать проект комбината из бюджета, и во Внешэкономбанке, и у инвесторов это вызвало очень положительную реакцию.
Для Калуги и Калининграда это обычная практика...
…Да, и их опыт демонстрирует, что инвесторов больше привлекают крупные проекты, в которых государство (пусть даже в небольшой доле) берет на себя какое-то бремя расходов. Этим государство выражает свою уверенность в реализации проекта и свою готовность поддерживать его организационно.
В правительстве сегодня есть люди, про которых вы можете сказать «это моя команда»?
Я думаю, это преждевременный разговор. Я с большим уважением отношусь ко всем своим коллегам, с которыми работал еще в предыдущей данности, и, безусловно, сегодня зачисляю их в свою команду. И назначения, которые я сделал, свидетельствуют о том, что я оформил это не просто мысленными пожеланиями. Но, если в сентябре меня изберут губернатором, конечно, какие-то изменения в команде будут.
Вы наверняка понимаете, что являетесь сейчас объектом самого пристального внимания. Говорят, что у вас уже появились фавориты, причем как из «старых» (называют Андрея Кабанова, который якобы пролоббировал назначение нового руководителя лесного комитета), так и из «новых» – и называют Владимира Калинкина, который рулит вами в плане административной работы и даже смеет повышать голос на святое святых – на Ольгу Анатольевну Хасбулатову…
Я при этом не присутствовал ни разу…
Я озвучиваю слухи…
В моем представлении фаворитизм – это все-таки нечто другое...
Ну, начинается все с мелочей…
Я постоянно анализирую то, что происходит, и работаю над кадровым составом. И все время смотрю на людей, которых знаю достаточно давно. Андрей Кабанов в политике не новичок. Причем с тех пор, как мы вместе работали в думе, он, на мой взгляд, прибавил. Прежде всего, конечно, это издержки возраста: он стал спокойнее, больше склонен к анализу и меньше к каким-то эмоциональным решениям, поэтому я и позвал его на работу в правительстве. Что касается нынешнего руководителя лесного комитета Александра Жукова, то его мне представил Владимир Васильевич Герасимчук.
Когда мне сегодня кто-то кого-то предлагает (а поверьте, таких предложений поступает ко мне достаточно много), я всегда стараюсь проверить человека с разных точек зрения и услышать о нем совершенно разные мнения. Правда, не всегда получается… Что любопытно, кроме Жукова, других кандидатур просто не было. А что касается лесной отрасли, мы должны иметь в виду, что это достаточно узкий цех. Вот если, скажем, я подбирал бы руководителя текстильного предприятия, то в Ивановской области, - можно было рассматривать достаточно широкий круг людей. Ивановская область лесной никогда не была, у нас леса в 6 раз меньше, чем в Костромской губернии. Поэтому, повторю, в соответствии с моим поручением Владимир Васильевич Герасимчук представил мне для назначения Жукова, я с ним встретился, переговорил - и подписал распоряжение о назначении.
А по поводу Калинкина?
Владимир Николаевич Калинкин руководит аппаратом, руководит относительно недавно. Я знаю, что в любой организации, а в бюрократической тем более, руководитель аппарата всегда пользуется особым влиянием. Это совершенно неизбежная вещь, потому что через него идет поток информации, документооборот. Ни один руководитель не может ознакомиться со всеми документами, которые поступают в правительство – это просто невозможно, поэтому Владимир Николаевич делает мне доклады и его мнение значимо для меня. Сегодня я достаточно пристрастно смотрю на то, какие мнения он высказывает, но вопросов у меня к нему пока нет.
Ни структура, ни состав правительства с вашим приходом не претерпели практически никаких изменений. Что это? Определенные договоренности с ушедшим Михаилом Менем или вы решили ничего кардинально не менять, пока не станете избранным?
Никаких условий Михаил Александрович Мень по этому поводу не ставил. Он говорил о людях, на которых надо бы обратить внимание, но это единицы. Я считал и сегодня считаю, что одна из основных моих задач - это мягкое и спокойное принятие области, без нарушения процессов, которые в ней идут. Основа любых процессов – это кадровый состав. Мы должны все понимать, что любая реорганизация изначально несет в себе негатив, потому что это передвижение людей, это разрыв связей. Вопрос только в одном: позитив, который заложен в этой реорганизации, компенсирует негатив или нет? Если это изменения, которые в перспективе принесут серьезные положительные сдвиги, тогда имеет смысл идти на реорганизацию.
Область нормально развивалась, и в ее развитии не было никаких фактов, которые требуют резких кардинальных изменений. Я их и не сделал. Какие-то вещи, наверное, мне придется поменять, но позже. Есть еще один аспект, о котором я тоже всегда размышляю – люди. Вот я стал пока временно исполняющим обязанности губернатора, у меня в распоряжении 10 месяцев, а я взял и поменял всех...
Интересный подход. То есть вы с Михаилом Александровичем не разыгрываете карту преемника?
Нет.
Перед уходом Михаила Александровича, после сентябрьских выборов в областную думу, ходило много разговоров о неэффективности некоторых глав местного самоуправления и о скорой их смене.
Главы местного самоуправления – это совершенно особая статья. Формально они исполняющему обязанности губернатора не подчинены, не назначаются его распоряжением, указом, но при этом являются проводниками политики правительства на уровне районов. У нас есть очевидные проблемы: в ряде районов главы исполняют свои обязанности, то есть не являются назначенными на постоянной основе, и эти районы сейчас являются предметом моего особого внимания. Мы сейчас будем эти вопросы по возможности решать. Часть из них, я думаю, удастся решить в этом году, в некоторых случаях это, по-видимому, невозможно. Понятно, что главы Кинешмы и Ивановского района, которые сегодня не работают, формально остаются главами и будут ими оставаться, пока не напишут заявления или пока компетентные органы не вынесут свои решения. Наша задача сегодня - сохранить в этих районах управление, поэтому я поручил своим заместителям внимательно отслеживать процессы в Ивановском районе, каждый по своему направлению. В Кинешму специально выезжали посмотреть, как там ситуация.
Есть районы слабенькие, что скрывать?
Слабенькие в управленческом плане?
Да, в управленческом плане. Очень много вопросов к Юрьевецкому району. Чтобы понять это, не нужно быть губернатором, достаточно средства массовой информации почитать. Вопросы постоянно возникают у меня к Шуйскому району, там тоже с ЖКХ далеко не все понятно. Но еще раз повторюсь, в ближайшие 10 месяцев я буду очень аккуратно подходить к этим вопросам. И напомню еще один аспект: у нас есть районы, где, если мы сегодня объявим конкурс на главу администрации, желающих будет, мягко скажем, немного.
Вы упомянули, Кинешму и Ивановский район, которые остались без руководителей. И Андрея Чужбинкина, и Сергея Жубаркина обвиняют в получении взяток, мошенничестве. Коррупция в исполнительной власти коррупция – обычное явление?
Без комментариев. Что я скажу по этому поводу? Судя по сообщениям СМИ, мэры крупных городов – работа опасная… Впрочем, даже по Чужбинкину мы с вами не вправе употребить слово «коррупция».
Потому что не было приговора суда?
Да. Это больная для чиновников тема: еще ничего не доказано, не было суда, а в СМИ факт описывается как совершённое преступление. Никто не анализирует, чем кончаются подобные дела через 2, 3, 5 лет.
Никто не анализирует также, из-за чего они так кончаются…
Это вопрос сложный...
Руководитель УВД Ивановской области Александр Никитин в интервью нашему журналу сказал, что в области грядут новые посадки чиновников. Вы в курсе?
На сегодня у меня информации нет. Мы с Александром Дмитриевичем работаем в тесном контакте, еженедельно встречаемся, обсуждаем вопросы, назначения, в том числе в действующем правительстве - меня интересует его мнение. Любое обвинение, предъявленное чиновнику - неприятность для политической власти. И поэтому, если есть какие-то вопросы по той или иной кандидатуре в момент назначения, самый простой выход – не назначить его. Но, судя по тому, что в основном все люди как работали, так и работают на местах, у правоохранительных органов к ним пока нет претензий...
И страну, и область ожидает сокращение бюджетов, говорят, всем придется поджаться. Как, на ваш взгляд, на этом фоне выглядят закупки дорогущих автомобилей облизбиркомом, главой города Иванова, областной думой?
Я думаю, что чиновники должны быть экономными, а уровень комфорта автомобиля, наверное, должен во многом зависеть от времени, которое чиновник проводит в нем. Поэтому я призвал бы своих коллег поумерить аппетиты.
Тогда к следующей теме. Ни для кого не секрет, что в последнее время областью очень жестко управляли два человека: Михаил Александрович Мень и Сергей Александрович Пахомов. Михаил Александрович стал министром, Сергей Александрович вроде остался «простым депутатом», но все прекрасно понимают, что это не так. Какой вы видите роль Пахомова? (Интервью состоялось 27 ноября, а 2 декабря мы узнали, что Сергей Пахомов стал и.о. главы администрации Сергиево-Посадского района – ред. )
У меня есть информация, что Сергей Александрович не останется в нашем регионе и в обозримом будущем перейдет на другую работу.
Несколько лет назад мы с вами разговаривали для журнала на чисто экономические темы, и в конце интервью я попросил вас дать комментарий о политике (не помню уже, по какому поводу). Вы отказались ответить на мой вопрос со словами, что в исполнительной власти только один человек занимается политикой - это губернатор. Я тогда, помню, удивился. К своим замам вы будете предъявлять подобные требования?
Безусловно. Это убеждение живет во мне уже достаточно много лет. Если взять, допустим, законодательную власть, там каждый депутат может быть политиком, более того, он должен быть политиком. А в исполнительной власти мы внутри можем дискутировать на самые различные темы, но внешнюю политическую линию вырабатывает и объявляет только первое лицо. Если это делают другие лица, то строго по поручению первого лица.
На своей первой большой пресс-конференции в должности врио вы сказали, что в сентябре пойдете на выборы под флагом «Единой России». При этом «Единая Россия» только что провела такие выборы с «чеченским» результатом, которые язык не поворачивается назвать не то что чистыми и честными – выборами вообще. Вы не боитесь, что на вас выплеснется негатив, который накопился у народа по отношению к партии власти?
Я член партии «Единой России». То, о чем вы говорите – политические технологии. Можно в каких-то случаях попытаться дистанцироваться от партии, власти, но я для себя такой возможности не рассматриваю.
Тогда про выборы. Вы человек небогатый, это все знают. У вас явно нет своих денег на ведение избирательной кампании и вы наверняка сейчас думаете о том, где их взять. Какую схему финансирования кампании вы выберете – возьмете деньги у какой-то одной промышленно-финансовой группы, найдете «кучку» людей и предприятий?
Без комментариев.
Ну, ни для кого не секрет, что на участие в выборах нужны деньги...
Пока у меня есть ощущение достаточно широкой поддержки.
То есть люди вас поддерживают?
Думаю, да.
В правительстве Михаила Меня вы отвечали за экономику, но идти на выборы с каким-то экономическими программами сейчас, в период кризиса, сложно и вряд ли будет адекватно воспринято теми, кого называют электоратом. Вы думали о том, что будет вашим, извините за каламбур, коньком на выборах?
Я уже как-то говорил, что сегодня федеральный центр работает с таким понятием, как социальное самочувствие граждан. Если говорить о выборах, по данным социологических исследований, в самых благополучных областях представители власти не всегда набирают самые высокие рейтинги. Я имею в виду благополучие прежде всего сточки зрения экономического развития. Люди сложнее, чем нам порой кажется...
Вот и мне хотелось бы сосредоточиться именно на вопросах улучшения социального самочувствия жителей региона, а это, если взять простейший анализ жалоб трудящихся, не только экономика Жалобы – признак неблагополучия. Чаще всего жалуются на жилищно-коммунальное хозяйство, много жалоб на медицину. Есть вопросы и к отраслям, которые требуют очень серьезных финансовых вложений, особенно в сфере ЖКХ, но есть и вопросы, решение которых не требуют серьезных вливаний, а самочувствие людей улучшит. Например, утренние очереди в поликлинике. Проблема вполне решается организационными методами – открыть поликлинику пораньше, чтобы пенсионеры не мерзли на улице, поставить стульчики в фойе, чтобы пожилые люди могли присесть – и впечатление от посещения медицинского учреждения будет другим…
Я планирую развернуть сеть приемных губернатора в муниципальных районах, приемных не в обычном понимании этого слова - там будут работать люди, которых я лично знаю и которые будут иметь ко мне прямой доступ. Я хочу изменить схему «жалоба – ответ, жалоба – ответ». Это позволит понять, что происходит на местах и реально улучшать самочувствие людей.
По новому закону вы должны будете идти на выборы в связке с тремя кандидатами в сенаторы. Вы определились, с кем?
Нет.
Думаете сейчас об этом?
Непрерывно, только говорить об этом сейчас не будем.
Губернатор, как вы сказали, это политик. Вы планируете вести диалог с оппозицией?
Знаете, я считаю долгом руководителя общаться с людьми достаточно разных взглядов. Поэтому мне не очень понятен вопрос о диалоге с оппозицией?
Представители оппозиции все время жалуются, что их не слушают, не слышат, не принимают…
Слушать я их слушаю и буду слушать. Только достаточно часто под словами «не слушают» люди подразумевают, что кто-то не делает так, как они говорят. А это разные вещи.
То есть слушать будете?
Слушать – безусловно.
Говорят, вы недавно встречались с Натальей Львовной Ковалевой.
Встречался.
Она будет как-то трудоустроена в регионе?
Мы с Натальей Львовной знаем друг друга с доисторических времен, я всегда относился к ней с большим уважением и сейчас размышляю, как задействовать ее потенциал и ее авторитет. Но никакой конкретики мы с ней пока не обсуждали.
Тогда снова о выборах. В сентябре 2014-го выборы могут пойти по гладкому сценарию, когда КПРФ выставит Кленова, от ЛДПР пойдет вечный Сироткин, и вы спокойно, не отрываясь от рабочего стола, их выиграете. А могут быть конкурентными и похожими на настоящие. Приедет решительно настроенный Озеров от «Справедливой России», какой-то сильный кандидат от КПРФ. Как вы относитесь к таким рискам?
А на что это будет влиять? На выстраивание структуры избирательной компании. Сегодня все пока на уровне слухов и разговоров. К конкретным действиям партии сумеют перейти только к концу весны.
Ну, говорят, Озеров уже пытался купить рекламные поверхности…
И что из этого следует? Что у него намерения серьезные? Вы поймите, когда я говорю о том, что пойду на выборы, я же не имею в виду, что голосование должно быть тайным, но единогласным. Я же прекрасно понимаю, что избирательные компании порой бывают сложные, бывают трудно предсказуемые, с разными поворотами, но мы на то и руководители, чтобы как-то корректировать свою деятельность, свою позицию. Вот сейчас у меня хороший период: месяца 3–4 есть возможность работать достаточно спокойно и обозначить свои приоритеты, подходы к управлению регионом. Я понимаю, что людям нужно со мной познакомиться, понять, что я хочу сделать.
Александр Фомин на недавней своей встрече с блогерами заявил им, что он возглавит аналитическое направление вашего предвыборного штаба. Какие еще есть направления в этом штабе и кто их возглавляет?
Выборного штаба как такового в ближайшее время не будет, аналитическая группа, о которой говорит Александр Германович, призвана анализировать деятельность главы региона, целесообразность его действий, направленных на то, о чем я говорил – на социальное самочувствие. Не будем лукавить, социальное самочувствие и выборы имеют связь друг с другом. Но какой-то чисто выборной технологией эта группа заниматься не будет, потому что на самом деле не время обсуждать выборные технологии. Поэтому эта группа и не называется штабом.
Тогда закончим с грязной политикой и перейдем к экономике. Комбинат химволокна «Иврегионсинтез» будет построен в срок?
Верю.
Не могу не спросить. Еще при Мене, а сейчас особенно поднялась волна слухов: Василия Гущина упрекают в распиле бюджета, говорят, что такой огромный комбинат не может быть построен, что главное получить бюджетное финансирование и все деньги «распилят».
А что там пилить-то?
Миллиарды какие-то называются.
Так это же не бюджетные деньги. Из бюджета финансируется только стоимость проекта. И то мы рассчитываем в конечном итоге продать этот проект инвестору и вернуть эти деньги в бюджет. Государство не планирует ни владеть этим комбинатом, ни строить его.
То есть дальше это все будет уже проблемой инвесторов и управленцев?
Конечно.
По вашему мнению, что послужило причиной такого жесткого «закрытия» Дмитрия Сиганова? Кредиты, которые он набрал в ВТБ, Сбербанке и в Россельхозбанке, или же его занятия политикой?
Сам я до недавнего времени не занимался политикой и поэтому у меня нет никакой информации по этому поводу. Дмитрий Львович недавно был у меня, мы обсуждали с ним какие-то вопросы, но не те, которыми занимаются следственные органы.
Но все равно у вас должно быть личное мнение по этому поводу. Вам не кажется, что в последнее время уголовные дела (самые громкие - против Сиганова, Ясниковой) стали способом давления на неугодный бизнес, в то время как за те же вещи бизнесмены, близкие к власти, не несут никакой ответственности.
Лично я никакого давления не организовывал, и, честно сказать, не планирую.