Краткий очерк нравов
Сергей Морозов
Сбылась мечта Ницше.
Наше общество, похоже, становится имморальным.
Пока немногие, вопиющие в пустыне, кричали о бездуховности, падении нравов, разложении личности, сами личности одна за другой в лице молодого поколения спокойно вышли за ограду морали, оказались по ту сторону добра и зла.
Иногда мне кажется, что мы с этой самой избитой риторикой совести, добра, отзывчивости, милосердия или жестокости выглядим такой замшелой архаикой на фоне "племени, молодого, незнакомого", сумевшего незаметно для нас самих подняться над нашими дедовскими, допотопными представлениями.
Мы много шумим о разлагающей роли телевидения, а молодое поколение к нему совершенно безразлично. Мы возмущаемся порнографией, а молодежь смотрит на нее совершенно спокойно: "А что, собственно говоря, такого? Назовите десять отличий от того, что показывает канал "Animal Planet"?
Мы трясемся и бьемся в возмущении, а они "добру и злу внимают равнодушно", не могут взять в толк, отчего такое возмущение.
Они наивны и чисты, девственны, имморальны.
Нет, Ницше был бы доволен.
Вот жизнь, вот поступок, действие, вот его результаты. Вот вечное сейчас и никакого потом. Есть боль и удовольствие, есть польза и убыток. Обида и нечаянная радость. Больше нет ничего, кроме слов и красивых, но малопонятных выражений.
Это не борьба с моралью, это не противостояние ей, это незнание о ней, которое не есть плод чужой воли, не есть нечто злонамеренно и целенаправленно организованное, а есть отражение нашей жизни, в которой мораль давно от нее отделилась и превратилась в пустой звук, в метафизику, в мистику.
Воспитание морали - это воспитание самой жизнью, это осознание чужой боли, тяжких последствий, чужой радости и чужого горя, это обретение глубины.
Откуда всему этому взяться в нашей плоской жизни?
Мы давно простились с проводами и встречами, с горестями и бедами. Они сменились судорожным суечением и проблемами.
Стоит ли осуждать молодых за то, что они вслед за нами стали мыслить в категориях проблем, а не "печалей". Стоит ли их упрекать в том, что они безразличны к человеку, если вокруг нет людей, потому что из них шаг за шагом вытравили все людское?
Где им взять этот моральный опыт, где пройти через горнило моральных сомнений и испытаний, как преодолеть систему воспитания имморальности, нравственного безразличия? Как научиться совершать нравственный выбор, если отсутствует ситуация выбора, если само общество этого выбора от них давным-давно не ждет, если его этот выбор давным-давно не интересует?