Недавно, читая текст своей иногородней аспирантки, наткнулся на явную цитату из моей давней статьи об Иванове без ссылки на источник. Она объяснила это недоразумение следующим образом: текст действительно заимствован, но не из моей статьи, а с сайта администрации города. А отсутствие указания на первоисточник связано с тем, что данная информация рассматривалась ей как некое общее место, как то, что о нашем городе знают все его жители. Мое последующее знакомство с параграфом 1.9 «Историко-культурный ресурс. Уникальность города Иванова» из «Концепции стратегии развития городского округа Иваново до 2020 года» вызвало у меня странное чувство использованности при невостребованности, и дало повод обратиться к теме взаимоотношений интеллектуалов и представителей городских властей.
Компилятивный текст названной части концепции, состоящий примерно наполовину из текстов моих статей, а также из достаточно дилетантских рассуждений о брендинге города, демонстрирует востребованность моей работы. А поскольку ничего иного, как переписать у меня слово в слово ряд ключевых положений, составителям этого документа сделать не удалось, то моя работа с их точки зрения была сделана качественно. Получается, что я оказался автором непреложных истин, положенных в основу плана развития города на несколько лет вперёд, но пять лет ничего не знал об этом.
Отсутствие уважения к интеллектуальной собственности в нашей стране является настолько очевидным, что писать об этом лишний раз явно не стоит. Возможно чиновник, занимавшийся адаптацией моих статей к стилю концепции, уже не работает в городской администрации, но текст данного документа имеется на сайте. Единственной отсылкой к истинным авторам в нем служит фраза «по мнению ряда исследователей». Не буду утверждать, что мои старые и новые идеи способны воодушевить власти на какие-то важные для города шаги. Я далеко не единственный из ивановских ученых, кто анализирует процессы, происходящие в городской среде, обнародует результаты своих штудий и излагает практические рекомендации относительно того, какой потенциал у города есть и как он должен использоваться. Более того, я, вероятно, наименее востребованный в этом отношении.
Принятие властями некоторых решений не обходится без привлечения экспертов, призванных аргументировать их правильность. Безусловно, привлекаются именно те специалисты, мнение которых совпадает с позицией властей. А вот в этом отношении я давно не в мейнстриме.
Год назад власти лихорадочно проталкивали решение о переименовании проспекта Фридриха Энгельса и площади Революции. Если название площади чиновники на неопределенное время оставили без изменения, то имени философа, которого ивановцы панибратски именовали Фридрихом, мы на сегодняшний день лишились. Реакцию на возражения сторонников переименования можно свести к высказанной одним из них циничной фразе: «Стерпится – слюбится». Чреда переименований улицы Соковской, идущей от реки Уводь до площади Революции, началась в 1934 году. Три года она носила имя А.С. Бубнова, с 1937 года до 1951 называлась улицей 12-го Декабря (12 декабря 1937 года состоялись первые выборы по новой «сталинской» Конституции), затем стала улицей Ленина, а в 1960 году – продолжением левобережной улицы Фридриха Энгельса. Когда-то я написал об этом в одной из своих статей, посвящённых особенностям ивановской топонимии. Сейчас же вспомнил об этом в связи с неизбывной тягой администраторов к переименованиям и недолгом веке многих наименований в нашем городе, да и в отечестве и мире в целом.
Дело в том, что моя мама родилась ещё в Иваново-Вознесенске, а в паспорте значилось – Иваново. Это было бы не столь любопытно, если бы я сам при недавней смене места жительства не указал в качестве страны своего рождения СССР. Работница миграционной службы была крайне недовольна моим невежеством и потребовала исправить СССР на Российскую Федерацию. Бюрократы стремятся переименовать не только настоящее, но и прошлое. Как не вспомнить, что французский философ Жан Бодрийяр, которого не без оснований называли Уолтом Диснеем современной метафизики, заметил, что «мы живем в мире, в котором все больше и больше информации и все меньше и меньше смысла».
Не хотелось бы мне дожить до времени, когда улицы Боевиков будут в каждом городе. Лучше уж я буду сожалеть, что уникальный топоним исчез с карты родного города. Даже старые аншлаги убрали с домов по этой улице в тот же день, когда вывесили новые.
Есть несколько вариантов городского развития: первый путь даже не обретения, а утверждения имеющегося своеобразия и второй путь — унификации. «Самое прекрасное место в Токио — McDonald's. Самое прекрасное место в Стокгольме — McDonald's. Самое прекрасное место во Флоренции — McDonald's. В Пекине и Москве нет пока ничего прекрасного», написал в 1975 году знаменитый американский художник-авангардист в своей книге «Философия Энди Уорхола». Это высказывание можно списать на стремление к эпатажу, но это и проявление вполне определённой идеологии. Макдонализация мира — это ещё и его унификация. Подчеркивание уникальности города, о которой идёт речь в упомянутой выше «Концепции стратегии развития городского округа Иваново», в значительной степени не более чем слова.
На первом пути городские власти в чем-то преуспели, но весьма, на мой взгляд, своеобразно. Памятник Аркадию Северному возле Щудровской палатки — вопиющее глумление над городской историей, голова Есенина напротив памятника Федору Афанасьеву «Отцу» находится в явном несогласии с правилами организации городской среды — избыток памятников порой хуже их недостатка… Типовую гостиницу «Советскую» назвали «Вознесенской», а ресторан с названием «Чугунок» в архитектурном обрамлении «красной дорики» и вовсе был нонсенсом (но это, правда, уже частная инициатива, хотя здание, в котором он находился, и соседствует с правительством области, да и ресторан уже сменил название и оформление).
Я, например, с удовольствием бы поддержал переименование улицы, названной в честь председателя Иваново-Вознесенского губсовнархоза и комиссара Чапаевской дивизии Батурина, в улицу Бурылина – фабриканта и мецената. Зная о моей склонности ценить советское наследие, это может показаться не совсем логичным, но порой место диктует выбор имени, а улица, где находятся два музея, имеющих непосредственное отношение к Бурылину, именно такова.
Впрочем, неприятие у некоторых людей вызывает даже не то, что делается, а как. А порой и кем. Показателен в этом отношении случай «культурной революции» в Перми, о котором я уже писал.
Научные конференции, организованные мной в течение последних двух лет на базе ИвГУ, ИГХТУ и Музея промышленности и искусства, привлекли внимание специалистов, связанных с проблемами урбанистики и смежных направлений знания. На пленарных заседаниях присутствовали представители городских властей, единожды был даже зачитан приветственный адрес участникам мероприятия. Приходили и представители СМИ, я давал интервью местным телеканалам, но были и публикации, близкие к гонзо-журналистике не очень высокого качества, когда тематика проблем опускалась до весьма примитивного уровня. Так, например, тема размеров бюста такого медиаперсонажа, как «Света из Иванова», в одной из публикаций затмила смысл анализа этой героини современного фольклора, как это случилось после доклада профессора Олега Рябова на конференции «Город невест»? Брендинг территорий и региональные идентичности». Наш город в последнее время ассоциируется именно с этой героиней массовой культуры. На международной конференции в финском Тампере в пленарном докладе о противостоянии globalrussians и «совков» не обошлось без демонстрации известного ролика с разошедшимся на интернет-мемы интервью.
Однако и образ «города невест» не исчезнет из памяти народной, даже если интернировать из города всех незамужних девушек. Идея памятника невесте, которая будоражит административные умы, несомненно, хороша. Вопрос в реализации. Я полагаю, что поскольку Иваново – «город невест», то и памятники должны быть невестам, а не одной невесте... Уместнее вести речь, конечно, не о памятнике, а о городской скульптуре, позаимствовав, например, идею многообразия у польского Вроцлава, где на улицах можно найти более двухсот небольших фигурок гномов… Для выполнения такой задачи можно воспользоваться услугами скульптора Владимира Волкова, уже разместившего в городе несколько работ в стиле лэнд-арта, изваянных из специфических материалов. Замечу, что его потенциальное обращение к образу невест вполне концептуально – пролетарско-текстильный материал для репрезентации города невест очень даже хорош!
В начале ноября «Российская газета» принесла весть о том, что на состоявшемся в Казани заседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности обсуждались проблемы геобрендинга. В частности, говорилось о том, что можно эффективно сыграть на продвижении продуктов, формирующих имидж региона или города. Тогда геобрендинг сможет приносить регионам, у многих из которых сейчас проблемы с бюджетами, хорошую прибыль. «Не меньше, чем нефть и газ», как сказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Предложение обсудить данную проблему на региональном уровне, сделанное мной сенатору от Ивановской области Валерию Васильеву, не было принято. А между тем обсудить есть что.
Перефразируя и тем самым переводя известное интеллектуалам высказывание Жана-Франсуа Лиотара из книги «Состояние постмодерна» в региональное измерение, можно сказать, что эклектизм — это отправная точка современной культуры в целом: человек слушает реггей, смотрит вестерн, ест пищу от McDonald's за ланчем и блюда местной кухни за ужином, пользуется парижской парфюмерией в Фурманове и носит одежду в стиле «ретро» в Комсомольске. Однако, чувствуя себя гражданином мира, любой человек не может физически одновременно присутствовать в двух и более различных местах, городах, странах, если, конечно, он не стоит на границе. Он вынужден ассоциировать себя с тем или иным местом, иногда у него возникает к нему особое чувство. Конечно, можно любить не только «свой», но и другие города. Можно любить сразу несколько мест на земле. Меня же интересуют причины не менее сильного чувства – нелюбви горожан к своему городу.
От слишком многих гостей Иванова я слышал, что они с удивлением замечают, что ивановцы не любят свой город. Заставить полюбить кого-то или что-то невозможно. В существовании этого чувства я вижу вину и интеллектуалов, и властей. Пока не будет эффективного диалога между ними, пока не появятся «умные» и, не побоюсь этого слова, «модные» площадки для обмена мнениями креативной молодёжи и неравнодушной к судьбе города интеллигенции старшего поколения - сдвига не произойдёт.
Пока же прекратил существование интернет-журнал Иммажио.ру, не был в полной мере реализован проект «Документы города: конструирование и воображение городского пространства». Между тем, во время «пермской культурной революции» возник интернет-журнал «Соль», благодаря которому в стране «узнали» о существовании такого города. В соседнем Нижнем Новгороде есть интернет-газета «Селёдка», которая на столь же высоком уровне и, что немаловажно, увлекательно поднимает самые разные темы, включая и городскую проблематику. Пришествие в нашу область команды нового губернатора восемь лет назад вызвало к жизни замечательный просветительский журнал «Наша Родина – Иваново-Вознесенск». В значительной степени это был журнал для немногих, и совсем не молодёжного формата. А ивановской молодёжи, помимо игры в европейскую столичность, не помешало бы определиться с отношением к своему городу. Пока же власть города далека от понимания подобной стратегии, а лично я не обнаруживаю работы на перспективу. Может быть, в этот раз я буду услышан?..
Михаил Тимофеев , главный редактор журнала «Лабиринт»