Регионы не в полной мере используют дистанционный мониторинг для борьбы с незаконными рубками. К такому заключению пришли участники видеоконференции Межведомственной комиссии по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины, в которую кроме представителей Рослесхоза входят сотрудники силовых структур, фискальных органов, природоохранных ведомств. Заместитель руководителя Рослесхоза Андрей Жилин назвал космомониторинг практически единственным механизмом независимого контроля за использованием лесов и призвал субъекты РФ активно его использовать.
Открывая встречу, заместитель руководителя Рослесхоза Андрей Жилин напомнил, что дистанционный мониторинг организации использования лесов проводится Рослесхозом с 2005 года, когда было запущено наблюдение за лесозаготовками – через космические спутники, фиксирующие все изменения в лесу. За 9-летний период территория мониторинга заметно увеличилась. Если в 2005 году он охватывал 7 субъектов РФ (53 млн. га.), то в 2012 году – уже 33 региона (100 млн. га.). В 2013 году дистанционный мониторинг охватил 30 млн. га земель лесфонда. Объектами наблюдения стали 40 лесничеств в 12 субъектах РФ. В результате было выявлено 1223 лесосеки, на которых были допущены нарушения. Ориентировочная сумма ущерба в этом году была оценена в 3 млрд. рублей.
Андрей Жилин отметил, что космомониторинг остается практически единственным способом независимого контроля за использованием лесов. Рослесхоз провел анализ мест рубок по всей территории страны. Вся заготовка древесины осуществляется в экономически развитых зонах.
– Практика показывает, что незаконно заготовленную древесину в непролазных местах Сибири никто не рубит. Это говорит о том, что те меры, которые мы принимаем на уровне региональной власти, муниципалитетов – недостаточны и зачастую просто неэффективны, – заключил замглавы Рослесхоза.
В Рослесхозе признают, что за 9 лет проведения мониторинга у регионов накоплен значительный опыт использования информации, которую они получают в рамках этой работы. Но вместе с тем Счетная палата и Генеральная прокуратура РФ указывают на ряд существенных недоработок, прежде всего низкий процент подтверждения незаконных рубок на местах, по результатам натурных проверок данных космомониторинга. Например, в 2011 году было подтверждено лишь 15 процентов информации о незаконных рубках. В среднем за последние 7 лет этот показатель колеблется в пределах 22 процентов.
Возникают проблемы при квалификации действий арендаторов, осуществляющих рубку за пределами отведенной лесосеки. Чаще всего лесными инспекторами и сотрудниками полиции данные действия квалифицируются как нарушение Правил заготовки древесины, за которое предусмотрена административная ответственность. При этом считается, что ущерб лесам не причинен, его размер не рассчитывается и нарушителям не предъявляется.
В июне 2013 года Межведомственная комиссия поручила Рослесхозу совместно с МВД и ФТС России проверить, насколько власти Республики Карелия, Пермского и Красноярского краев и Ивановской области используют сведения о незаконных рубках, полученные в ходе дистанционного мониторинга в борьбе с нарушителями. Выбор этих регионов не случаен. По доле лесосек, имеющих признаки незаконной рубки, они являются лидерами среди всех субъектов РФ, которые были охвачены мониторингом в 2012 году.
Начальник управления государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах, контроля за исполнением субъектами РФ переданных полномочий в области лесных отношений Рослесхоза Иван Валентик озвучил итоги проверки. Всего в названных регионах незаконная рубка подтверждена в объеме 53,4 тысячи кубометров – это всего 8% от выявленного при дистанционном мониторинге объема. Ущерб составил 192 млн. рублей, или менее 1% от выявленного в ходе мониторинга на 179 лесосеках.
Иван Валентик отметил, что установление причин столь значительного расхождения объемов незаконных рубок по данным мониторинга и по информации натурных проверок являлось основной задачей межведомственной проверки. С выездом на место проверена 21 лесосека, то есть в среднем по пять в каждом «проблемном» регионе. Представители комиссии установили признаки незаконной рубки на 15 лесосеках. В Красноярском крае были зафиксированы даже факты сокрытия преступления в лесу должностными лицами.
Одной из основных причин существенного расхождения данных является несвоевременное предоставление исполнителю мониторинга материалов об объемах использования лесов. Так, на момент сдачи отчета по дистанционному мониторингу в ноябре 2012 года министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия не были представлены исполнителю мониторинга лесные декларации на 93 лесосеки с объемом заготовки свыше 140 тысяч кубометров. Понятно, что без бумаг рубка деревьев была квалифицирована как незаконная.
Иван Валентик считает, что предоставление недостоверных сведений об использовании лесов делает невозможным обеспечение необходимого уровня мониторинга, ставит под сомнение его эффективность, значительно повышает трудозатраты при его проведении, увеличивает нагрузку на лесную охрану. По его мнению, практика предоставления региональными структурами лесоуправления дополнительных документов, подтверждающих правомерность использования лесов, уже после выявления признаков незаконных рубок является значимым коррупциогенным фактором, позволяющим легализовать незаконные рубки, в том числе путем оформления и представления в Рослесхоз заведомо ложных сведений.
Вторая причина расхождений кроется в ошибке при отводе мест рубок. Часто регионы «закрывают» на подобные факты глаза и относят завизирные рубки к нарушениям Правил заготовки древесины, которые влекут лишь административную ответственность. Однако в ходе межведомственной проверки не было отмечено случаев привлечения арендаторов лесных участков, на которых фиксировалась завизирная рубка по причине неверного отвода лесосек, к административной ответственности за нарушения этих Правил.
Вызванные на обратную связь представители проблемных регионов, слабо аргументировали сложившиеся обстоятельства. Руководитель службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края Юлия Воронова объяснила, что лесосеки слишком далеко от Красноярска: от 250 до 750 км. Причину расхождений она объяснила несовершенством правовой базы отвода лесосек и мониторинга, а не халатностью или попустительством должностных лиц.
В Ивановской области мониторинг вообще выявил курьезный случай: на одном участке леса бобры сделали запруду, в результате чего якобы погибло 40 кубометров древесины – об этом на голубом глазу отчитались представители местного органа управления лесами. Андрей Жилин в ответ лишь иронично поинтересовался: «Древесина-то осталась?» Недавно приступивший к исполнению обязанностей председателя Комитета лесного хозяйства Ивановской области Александр Жуков пообещал, что такие натянутые объяснения больше в расчет приниматься не будут, и заявил, что им лично уже уволены несколько руководителей лесничеств.
В завершение встречи заместитель руководителя Рослесхоза Андрей Жилин призвал региональных начальников ответственней подходить к вопросам использования леса. Он рекомендовал посмотреть на пример Вологодской области, где у каждого поселения есть свой «лесной паспорт» – документ, в котором отражен перечень лесозаготовителей, лесовозной техники, пилорам, что позволяет иметь детальную информацию о деятельности лесопользователей.
– Вопрос легализации оборота круглых лесоматериалов является для нас первоочередным, – напомнил Жилин на заседании межведомственной комиссии. – На решение этого вопроса нацелен ряд поручений президента России Владимира Путина. Это значит, что тема наша живая и с контроля не может быть снята ни при каких обстоятельствах.
Иван Якубов