Система и идеология
Александр Билецкий
Система сильна исключительно верой в её существование. Даже там где её нет, она навязчиво напомнит о том, что она есть. Прошлое один из инструментов системы. Есть еще и страх и алчность, но прошлое занимает центральное место. Система заботится о прошлом, и чтит мертвых борцов с системой, как саму себя. Она питается, защищается, оправдывает себя или тем чего уж нет, или тем чего пока нет.
Главное для системы выход из настоящего с его реальными проблемами и судьбами. За настоящее система не отвечает, за настоящее несут ответственность люди, как правило,- стрелочники. Система ответственна только за далекое будущее, при котором уже никто не вспомнит, кто же за него отвечал.
Ахиллесова пята любой системы это величина веры в неё. Если вера устойчива, то устойчива и сама система. Но, как только доверие исчезает, как только составляющие систему части перестают осознавать и доверять ей в целом, система саморазрушается и хоронит с собой всех тех, кто на неё возлагал надежды.
Перед трагическими событиями начала прошлого века в России исчезло доверие. Никто никому не верил. Система рухнула.
Тоже самое произошло и в конце ХХ века с СССР . Кризис системного недоверия, создал ту атмосферу, в которой стало возможна гибель сверхмогущественной системы.
Недоверие созревает в самой системе, как следствие расхождения между утверждением и реальным явлением.
Если долго убеждать население в торжество православного царства и при этом категорически отстаивать право государства и «элиты» на не христианское поведение, то естественным образом появляется массовый когнитивный диссонанс, могильщик «солгавшей» системы.
Смею утверждать, что СССР мог бы существовать и сегодня, не провозгласи он в 1961 году своею целью построение коммунизма к 1980 , а своей задачей наиболее полное удовлетворение потребностей всех граждан СССР.
Система может сколь угодно долго существовать только в двух случаях, если своей целью ставит выходящее за границы разумного, потустороннее, не связанное с реальностью, и невозможное к воплощению в настоящем, или же принципиально не ставит никаких целей и не выполняет никаких задач перед обществом, занимаясь исключительно защитой, кормлением и сохранением самой себя.
То есть система стабильна - или иррациональная или откровенно бессовестная и бесцельная.
Как только в системе пробуждается "совесть", как только она возлагает на себя социальную миссию с конкретными субъектами, временем и местом , - она гарантированно отправляет себя на свалку истории.