Андрей Рудалев
В Европе вовсю идет борьба с ношением нательных крестов. Даже самый маленький крестик может оскорбить чьи-то чувства, а это не допустимо. Вот в Норвегии, прекрасной Норвегии, которая денно и нощно только и думает, что о нарушении прав человека в России, ведущую журналистку крупнейшей государственной телекомпании отстранили от работы. Слов нет, там гражданское общество и возмущенные люди моментально пресекли это пренебрежение своими нежными чувствами, когда увидели в кадре на шее женщины ювелирное украшение в форме креста.
Что для русского дикость, то для норвежца — политкорректность.
Читаешь очередные новости подобного рода и диву даешься, почему наши защитники прав и свобод еще молчат. Почему не бьют в набат?! Почему не остановят такое вопиющее мракобесие, как ношение нательных крестов?! Ведь это тоже можно воспринять в качестве очередного симптома русского фашизма, а при желании можно вывести линию и начать рассуждать, что от креста до свастики — один шаг…
Понятно, что пока не до этого, здесь общество дикое нецивилизованное, здесь бы с правами секс-меньшинств разобраться. Это актуальнее… Но нельзя сказать, что ничего не делается и в этом направлении, подготовительная работа ведется. Главное незаметно, ненавязчиво, но методично проговаривать мысль, что все беды в России от Православия, что ни в коем случае нельзя допустить его усиления. То писатель Виктор Ерофеев проговорит, что главная опасность России в Православии. То бард Вероника Долина изречет «провидческое» о бедах страны: «православие, самодержавие, народность. На веки вечные с этой триадой расправиться без жалости. Покончить с этим феодализмом». Почва для общественного мнения подготавливается.
Норвежская журналистка поплатилась за золотой кулон с брильянтами в форме креста. Представители мусульманской общины заявили, что это оскорбляет Ислам. В Англии за ношение креста работодатель вправе уволить своего сотрудника. Право это активно используется уже пару лет. Там по этому поводу был соответствующий правительственный документ.
Вот если на минуточку предположить, что будет, если наш российский парламент вознамерится выпустить что-то подобное? Скорее всего, на всех этих доблестных парламентариев моментально смирительные рубашки санитары наденут. Вспомнят ГУЛАГ, расстрелянных священников и взорванные храмы. Но относительно Европы никто из наших местных защитников униженных и оскорбленных не возмущается. Там ГУЛАГА не было, что его вспоминать? Раз там это делается, значит так надо и в этом есть высший смысл, высшая логика… Такое вот проявление отношении «подчиненный — начальник». Это у нас здесь в России не выносим любой диктат. Каждый начальник здесь отвратителен и подчиняться ему — моветон, а вот там совсем иное дело. К ним прислушиваться приятственно и всегда можно безропотно, с лёта и на веру. Потому как там начальники, а мы здесь все дураки…
Год назад мне довелось побывать в этой самой Норвегии в составе российских журналистов. В Осло, в Министерстве иностранных дел, была организована встреча с сотрудниками. Те сказали всё тоже, что их очень беспокоит нарушение прав человека в России, после шло предложение включиться русским журналистам в эту беседу, где, видимо, по задумке организаторов, они должны были проиллюстрировать эти самые нарушения своими вопиющими примерами. И вот тогда ничего лучшего не пришло в голову, как сказать, что мы в России, в свою очередь, крайне обеспокоены нарушениями прав семьи в Норвегии. Продуктивного разговора на сей счет не получилось. Там умеют не рвать на себе рубашку по поводу тех или иных проблем. Но вот в частных разговорах с людьми лучшим ответом на те же вопросы по поводу ювенальной юстиции были их глаза, в которых читался страх. Проблема есть, и она очень серьезна, но там почему-то милее страшные басни о «российских реалиях».
Надо понимать, что вскоре и до нас докатится это модное веяние по отношению к тем же нательным крестам. Да и не только оно, но сам принцип отношения к вере. Пусть с опозданием, но докатится. Еще несколько лет назад невозможно было представить, что у нас всерьез будут говорить о легализации однополых браков. Сейчас — это вполне себе модный и мегасовременный тренд, и если ты скептически к нему относишься, то с тобой попросту не о чем говорить. Трендовых людей у нас сейчас достаточно. Дойдут и до крестиков, дойдут и до предложений закрывать храмы особыми чехлами и расписывать их образчиками актуального искусства, чтобы они тоже не травмировали чьи-то чувства. И ничего, что это будет до боли напоминать наше недавнее прошлое, когда Церковь была, мягко говоря, в загоне. Обоснуют необходимость. «Аргументировано» докажут, что религия — опиум для народа, а Церковь давно обанкротилась, бюрократизировалась и слилась с государством. Верить можно и без неё, и без крестов. Если станцевать в храме — это художественный акт, если крестоповал — это протест против преследования и наказания этого художества, то срывание крестиков с шеи вполне может сойти вначале за смелый, а позже за единственно возможный гражданский поступок. Кто знает?..
Но ведь как не присягай политкорректности, сложно не признать очевидное: Европа — это христианская цивилизация. И неужели в христианских странах свою принадлежность к христианству следует всячески скрывать или веру насильно вводят в катакомбное состояние? Такова установка? Что это как не самое настоящее гонение?
И если такое возможно в Англии, а теперь в Норвегии, то, значит, что-то происходит с самой Европой. Она пытается если не откреститься от своих христианских корней, если не впасть в религиозный нигилизм, то, возможно, отформатировать себя под религиозное многоверие. Это не язычество, но такая форма отношения к вере, при которой она полностью переходит в разряд «личное дело каждого». Это подобие хобби: утром ты можешь быть буддистом, вечером — христианином, по выходным — радоваться изучению Корана, а если плохое настроение или депрессия нападет — то можешь «поиграть» в те или иные секты, а то и быть приверженцем религиозного синкретизма. Если сексуальная ориентация — это природное и вовсе никакой не атавизм, как нам говорят, то дело веры — это ситуативное, настроенческое, а до твоего настроения никому нет никакого дела. Соответственно, религиозные концессии — это клубы по интересам и авторитетнее те, которые активнее себя заявляют.
Человеку совершенно не должно быть никакого дела до другого. Твоя конфессиональная принадлежность никого не волнует, не должна волновать и любое указание на это воспринимается крайне нежелательным, как форма давления, а значит и насилия над личностью.
Меняются сами фундаментальные принципы отношения к вере. Это доказывает и то, что само европейское общество по этому вопросу инертно и равнодушно. Протестуют единицы и то те, которых это затронуло. Общество спит. Конечно, пока еще это касается не всей Европы. Если бы разговор шел о России, об отсутствии здесь социальной активности масс, то ответ мог бы быть традиционным: темные и забитые люди, что с них взять. Но ведь это просвещённая и во многом эталонная Европа. Христианская цивилизация или уже не христианская?
В Европе вовсю идет борьба с ношением нательных крестов. И вроде бы не борьба, формально то с ними никто не борется, всегда можно найти тысячи причин и рационально обосновать, но… Но вот вопрос: надо ли нам перенимать подобное и погружаться в это лицемерие?