Владимир Новиков о новой законодательной инициативе
«Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о более широком использовании таких государственных символов, как гимн и флаг, в частности, в учебных заведениях», - сообщили нам в четверг, в бывший «красный день календаря».
Как отметил глава государства, это «будет обращать наших граждан при прослушивании гимна, при поднятии государственного флага не только к самим символам, но и к патриотическим чувствам».
Работник высшей школы, я внимательно вчитываюсь в реляции, чтобы понять, как это будет реализовано практически. И узнаю, что «флаг должен постоянно быть вывешен на зданиях общеобразовательных организаций либо установлен на их территории независимо от форм их собственности». Что ж, бело-сине-красный триколор ассоциируется со свободой, с крушением тоталитаризма. Он вполне согласуется с мировоззрением большей части вузовской интеллигенции.
А что насчет гимна? Его «должны будут исполнять перед первым занятием в день начала нового учебного года, а также во время торжественных мероприятий, посвященных государственным и муниципальным праздникам». То есть, реально говоря, «только раз в году», на открытии учебного года. Нормальный ритуал, и особенного повода для дискуссий тут не вижу.
Но по старой интеллигентской традиции мы думаем еще и о народе. И тут приходится констатировать, что нынешний Государственный флаг, день которого не очень активно отмечается 22 августа, в широких массах не популярен. Мало кто знает, что символизирует каждый из трех цветов. А на эмоциональном уровне для многих людей появление нового флага связано с отпуском цен на рубеже 1991 и 1992 годов и полной потерей денежных сбережений, накопленных во времена красного флага с серпом, молотом и звездой в левом верхнем углу.
Если власть действительно хочет укрепить престиж Государственного флага, то одних указов и приказов для этого мало.
Что же касается Гимна, которому 14 декабря сего года исполнится 70 лет… Сильнее всего звучал он, пожалуй, в период с 1955 по 1977 год, когда это была музыка композитора Александрова без текста. Для людей старшего поколения мелодия неразрывно связана со словами «Союз нерушимый республик свободных». Нынешний же текст, сочиненный С.В. Михалковым в преклонном возрасте и без особого прилежания, гражданам РФ практически незнаком, он не цитируется ни в прессе, ни в литературе. Не используется он и в правительственной риторике. Его трудно заучить наизусть: мало глаголов, много тавтологических эпитетов. Если мы выйдем на улицу и спросим у прохожих, откуда такая стилистически неуклюжая строка: «предками данная мудрость народная», - народ, боюсь, не поймет, о чем речь.
Заказать новый текст? Но для этого власти желательно иметь перечень каких-то реальных свершений. А то опять глаголов не найдется.
И еще один вопрос неизбежно возникает у работников «общеобразовательных организаций». Почему обязанность испытывать патриотическое чувство вменяется только студентам, получающим символическую стипендию, да их преподавателям, работающим на голом энтузиазме (за исключением считанного числа заведений вроде близкой к властным кругам олигархической Высшей школы экономики)?
А как насчет патриотического чувства у слуг народа? Вот, к примеру, в тот же день седьмого ноября СМИ поведали, что у депутатов Госдумы «зарплата по указу президента поднялась практически в два раза и теперь составляет в среднем 253 тысячи рублей».
Мне почему-то кажется, что, если среди депутатов есть подлинные патриоты, то они, услышав это сообщение, должны были испытать острое чувство стыда за дарованные им и ничем не мотивированные феодальные привилегии.
В экономически развитых странах проблем с функционированием госсимволов не возникает. При звуках гимна граждане добровольно встают, ощущая учащенное сердцебиение. Государственный флаг покупают за собственные деньги и устанавливают на своих частных домах, фермах и ранчо. Общий осмысленный и эффективный труд, социальные права и гарантии – вот реальная основа патриотического чувства. А нам пока остается любить родину вопреки ее нынешнему положению, несмотря на все, что с ней вытворяют. Что ж, учителя выдержат, но каковы перспективы учащихся? Ехать за рубеж и любить отчизну ностальгически?
Много лет длится спор о том, что такое истинный и ложный патриотизм. Даже сочинения об этом пишут в средних учебных заведениях. Но никто не станет спорить с тем, что настоящий патриотизм не должен быть чисто символическим.
Автор – критик, прозаик, профессор МГУ.