Владимир Новиков о синдроме идеологической импотенции
В Москве состоялось заседание оргкомитета по проведению предстоящего года культуры. Выступивший на нем известный кинорежиссер говорил о необходимости «установления единообразной точки зрения на все общественные потребности и мероприятия правительства». Далее он подчеркнул: «Мы должны начинать заниматься формированием представления народа — как ему жить дальше и куда двигаться».
Признаюсь: из двух приведенных выше цитат одна действительно принадлежит нашему доблестному современнику, а другая заимствована из сочинения Козьмы Пруткова «Проект: о введении единомыслия в России», опубликованного в журнале «Современник» в 1863 году. Козьма Прутков, напомню, - фигура пародийная, как и все тексты, подписанные его именем. Но, как видим, нет особенной смысловой и стилистической разницы между старой пародией и серьезными речами новейших идеологических прожектеров.
Призывы к принудительному единомыслию уже встретили отпор. Есть еще у нас, к счастью, грамотеи, которые читали даже Конституцию Российской Федерации и процитировали ее тринадцатую статью: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Но скажем больше: никакая идеология не может быть эффективным средством решения социально-экономических противоречий. Я уже более полувека слежу за тем, как наши кричащие дыры штопаются идеологическими нитками. Отдел пропаганды на Старой площади неизменно отличался высокой креативностью. Со слоганами всегда было в порядке: «Пятилетку – в четыре года!», «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», «Догнать и перегнать Америку», «Развитой социализм», «Экономика должна быть экономной», «перестройка», «ускорение», «демократия и гласность», «рыночные реформы», «вертикаль власти», «суверенная демократия». Идеологическая фабрика работала бесперебойно. Как жить дальше и куда двигаться – было предписано.
Иногда возникали нестыковки. «Почему не наступил коммунизм в 1980 году?» - спрашивали люди. И тут же получали ответ: «Его заменили Олимпийскими играми». Тоже своего рода идеология. Ведь не исключено, что анекдоты сочиняли те же самые креативщики, что разрабатывали Программу КПСС. Сейчас опять вместо роста зарплат и пенсий – эстафета олимпийского огня, но уже без анекдотического аккомпанемента. Не смешно. Разве что припомнит какой-нибудь эрудит, что первая такая эстафета проводилась в 1936 году в тоталитарной Германии. А в целом идеологическое действо «Сочи-2014» вызывает лишь презрительную апатию.
Идеологические конструкции рушатся одна за другой. Вспыхнуло в Бирюлеве, все замерли в предчувствии рецидивов. Как-то даже нелепо в этой ситуации вспоминать об «интернационализме». Вот уж чистейшей воды идеологема. Слово такое есть, а явления нет. Межличностные отношения, человеческие дружбы между людьми разных этносов возможны, но при чем тут «интер»? Межнациональными, увы, бывают главным образом конфликты, и гасятся, а также упреждаются они не риторикой, а молчаливой рутинной работой.
Вот мы видим, как арестованного Зейналова доставляют вертолетом в кабинет министра внутренних дел. Хватит в стране вертолетов для каждого убийцы? А вслед за этим – сериал «Станица», где использован кровоточащий материал истории в Кущевской, но в итоге все опошлено идеологизованной моралистикой. Хорошие полицейские прилетают из Москвы и арестовывают плохих – и все завершается церковным песнопением. Опять социальная дыра заштопана гнилыми нитками.
И как не стыдно деятелям культуры витийствовать насчет единой идеологии в условиях такого социального расслоения? Богатые будут объяснять бедным, как им «жить дальше» и «куда двигаться»! У властной олигархии и народа просто нет точки идейного соприкосновения. Цель одних – сохранить миллионные активы, цель других – выжить, не свалиться из бедности в нищету. Потому не доносится сейчас из Кремля даже обещаний. Сказать нечего. Отдел пропаганды, похоже, закрыт.
Народ же словам и лозунгам уже не верит. Сейчас требуется не идеология, а прагматика. А если перевести с греческого на русский, не слова нужны, а дела.