Из блога юриста Екатерины Шестаковой на «Эхе Москвы»
Наверно нет ни одной компании, которая бы не сталкивалась с различного рода проверками.
В настоящее время опубликован доклад Минэкономразвития «Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)».
К настоящему времени действуют более 30 постановлений Правительства Российской Федерации, которыми утверждены положения об отдельных видах государственного контроля (надзора).
Также в настоящий момент действуют более 70 административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению контроля (надзора), полностью или частично подпадающих под действие Закона № 294-ФЗ, а также 2 административных
регламента взаимодействия при исполнении контрольно-надзорных функций и 3
административных регламента предоставления государственных услуг по приему
уведомлений о начале осуществления отдельных видов деятельности.
Ряд контрольных функций был передан специализированным организациям. Например, в сфере строительства, оценочной деятельности, аудита действуют саморегулируемые организации, которые также выполняют контрольные функции.
Также проверку организаций уполномочены проводить и фонды, например, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд.
Кроме того, в Российской Федерации в некоторых случаях действуют обязательные требования, принятые еще до распада СССР. Соответственно, руководители, предприниматели не могут знать все нормативные акты, действующие "от царя Гороха".
Росстандарт в целях решения данной проблемы периодически издает информационные письма, в которых указывает конкретные положения стандартов, подлежащие применению в обязательном порядке (информация Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июля 2012 г., в которой приведены сведения о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) в системе сертификации ГОСТ Р, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования).
Однако не все имеют возможность ознакомиться с данными документами.
В докладе также отмечаются и другие проблемы:
- дублирование отдельных видов контроля;
- неоправданно высокая степень усмотрения должностных лиц при проведении проверок;
- отсутствие разграничений полномочий по осуществлению государственного надзора со стороны гражданских и силовых ведомств;
- непосредственное возбуждение дела об административном правонарушении как легальная возможность проведения дополнительной внеплановой проверки.
Таким образом, о том, что компании проверяют очень много говорят и на высшем уровне. Но воз и ныне там. А проверок меньше не становится. Наоборот, добавляются такие проверки, как проверка ценообразования и иные.
В этой связи можно отметить, что несмотря на то, что все от проверяющих до законодателей осознают, что проверок в России очень много, но "воз как говорится, и ныне там..."