Последние
новости

Анна Семенова: Поствыборное экономическое

9 мин
16 октября, 2013
Говорить о том, что главное событие сентября – это выборы в Ивановскую областную думу, в середине журнала, наверное, уже как-то некомильфо. Выборная тема навязла в зубах, особенно у тех, кто так или иначе имел к ним отношение. Но, поскольку в нашей богоспасаемой области любые экономические процессы имеют непосредственное отношение к процессам политическим, упомянуть об итогах выборов в ИОД все-таки придется. Хотя бы в связи с кадровыми изменениями в политическом бомонде.

В первую очередь, это касается перемещения Сергея Пахомова из кресла спикера облдумы. На момент сдачи номера в печать еще было непонятно, куда именно. Озвученная им формулировка про исполнительные органы госвласти слишком расплывчата. Но уже появилась версия о том, что все эти уходы в Совет Федерации, отказы от сенаторства и т.д. есть не что иное, как повторение зигзага, уже проделанного в этом году Андреем Чужбинкиным. А значит, могут стать предзнаменованием куда более крутых перемен.
Робкая надежда на то, что в результате пресс на коммерческие структуры любого масштаба хотя бы на время несколько ослабнет, пока теплится во многих сердцах. Насколько эта надежда окажется обоснованной, покажет только практика. Но вот любопытное совпадение: буквально через пару недель после выборов начались активные следственные действия в отношении весьма одиозной фигуры – главы администрации Ивановского района Сергея Жубаркина. Чем они закончатся, тоже сложно сказать, однако биографию верному ленинцу, а затем ярому ЕРовцу Сергею Вячеславовичу подпортят однозначно. Земельные вопросы в Ивановском районе – самом привлекательном для любого инвестора после областного центра, конечно, уже многие годы решались, что называется «сами-знаете-как». Другой вопрос, кто придет на место Жубаркина: скамейка запасных у областного правительства, что бы кто ни говорил, весьма и весьма узка и коротка.

Экзамены для депутатов
Наступившая осень будет богата на своеобразные «экзамены» для депутатов и областного, и муниципального уровня. Для ИОД это, в первую очередь, вопросы, связанные со льготами по налогам для малого и среднего бизнеса, а также для предприятий, занимающихся инвестиционной деятельностью.
Для Ивановской городской думы таким испытанием на прочность станет принятие пакета изменений в генеральный план областного центра, а также выработка позиции по вопросам, связанным с общественным транспортом, в частности – с дальнейшей судьбой муниципального предприятия «ИПТ».
То, что поправки в генплан принимаются, в основном, для удобства застройщиков, очевидно. Как очевидно и то, что ивановцев в ближайшее время осчастливят очередными торговыми и офисными центрами. Это, может быть, и неплохо, другой вопрос, насколько обоснованы надежды девелоперов на заполнение новых площадей и как они будут строить отношения с жителями домов, расположенных рядом со строительными площадками. На момент написания этого текста публичные слушания по изменениям в генплан еще не прошли, так что остается открытым вопрос о том, интересуют жителей города потенциальные изменения или же они готовы выходить на митинги только после того, как под их окнами начнет работать тяжелая техника.
Что же касается общественного транспорта, то эта сфера (которая, с одной стороны, имеет огромное социальное значение, а с другой – является весьма привлекательной для частного бизнеса) остается в подвешенном состоянии. Назначение на должность начальника городского комитета по транспорту и связи Михаила Дрюпина (который ранее сам подвизался в качестве частного перевозчика, а затем некоторое время проработал в структурах правительства области, в том числе в соответствующем комитете) заставляло предполагать, что определенные решения все-таки будут приняты. Хотя бы в плане более жесткого контроля за соблюдением частными перевозчиками договорных обязательств. Пока их так и не последовало, или же их воздействие на рынок пассажирских перевозок пока осталось незаметным. Зато МУП «ИПТ» последовательно уходит с автобусных маршрутов, что вызывает негативную реакцию общества. Осенью обещано проведение обследования пассажиропотока в Иванове, по итогам которого, возможно, будут приниматься решения об изменении маршрутной сети. Что касается весьма резких заявлений по поводу возможной процедуры банкротства транспортного МУПа, сделанных 25 сентября на заседании комитетов Ивгордумы, то здесь явно нужно ожидать каких-то объяснений и реверансов, в первую очередь от мэрии. Само по себе слово «банкротство» в массовом сознании имеет резко негативную окраску, которое никак не связывает эту процедуру с финансовым оздоровлением. Банкротство и уход с рынка крупнейшего перевозчика сейчас может привести только к хаосу на рынке пассажирских перевозок. Тем более что есть уже не внушающая оптимизм практика банкротств автотранспортных предприятий, например ПАТП-1. Остается только ждать дальнейших телодвижений по этому поводу со стороны и власти, и общества.

Золотые горы
К форуму «Золотое кольцо», который и в этом году проводился в Плесе, уже сложилось довольно скептическое отношение, как и ко многим подобным мероприятиям: нечто парадно-шоколадное, не имеющее в итоге никаких практических последствий. Однако на сей раз, паче чаяния, форум оказался гораздо интереснее и информативнее, чем прежде. Во-первых, вроде бы как окончательно определилась судьба комбината химволокна – министр Мантуров заверил, что этот проект будет включен в перечень приоритетных на федеральном уровне, что автоматически переводит комбинат из плоскости прожектов (вроде особой экономической зоны в Плесе) в более-менее реальную плоскость. А во-вторых, диалог министра промышленности с машиностроителями оказался весьма показательным и подтвердил, что и на федеральном уровне наше государство не может решать проблемы комплексно, создав позитивный экономический климат для всех. Если даже федералы могут решать проблемы только отдельных предприятий и только в ручном режиме - выводы можно делать уже сейчас.

Очередь на банкротства
Параллельно с министерскими обещаниями помочь отдельно взятым предприятиям появилась весьма неприятная тенденция: начиная с конца августа в СМИ все чаще стала попадаться информация о банкротствах и о телодвижениях прокуратуры по поводу преднамеренности банкротств.
В арбитражный суд поданы заявления о признании банкротами ОАО «Ивановский бройлер» и ООО «Пелгусовский завод керамических строительных материалов», за долги продан административно-бытовой комплекс «Лежневского машиностроительного завода», арестованный в конце 2012 года (если помните, китайцы пытались выпускать на этом предприятии трактора). Возбуждено уголовное дело о преднамеренном банкротстве ОАО «Точприбор», хотя от самого предприятия в комплексе зданий уже мало что осталось и в ближайшие месяцы там откроется очередной торговый центр. И даже бодрые уверения первого зампреда правительства Павла Конькова относительно светлого будущего кондитерской фабрики «Красная Заря» не меняют общего пессимистического фона. Остается только ждать, кто станет следующим в очереди на банкротство.

С рынков – на стройки
Общая зачистка мигрантов, проходящая с конца июля по всей стране, продолжается и в Ивановской области. Правда, в сентябре она переместилась с рынков на стройки, где, как известно, труд нелегальных мигрантов весьма востребован.
В связи с этим возникает ряд вопросов, на которые, похоже, не могут ответить ни правоохранительные органы, проводящие зачистки, ни работодатели, использующие мигрантов, ни власти. Например, насколько вырастет себестоимость продукции, если после какого-нибудь волшебного заклинания мигранты вдруг исчезнут с территории отдельно взятой Ивановской области и больше не появятся здесь никогда? Может ли в принципе наша экономика обойтись без гастарбайтеров? Почему работодателям все-таки выгоднее рисковать, привозя сюда нелегалов десятками?
В связи с последним вопросом вспоминается история, рассказанная несколько лет назад одним из ивановских предпринимателей. На вопрос, завозит ли он сюда мигрантов, и если завозит, то легализует ли, он не для печати ответил, что гастарбайтеров использовать выгодно лишь до тех пор, пока они находятся на нелегальном положении. Потому что стоит лишь их оформить как полагается, пройдя все бюрократические препоны и потратив на это немало денег, как они тут же понимают, что у них есть права, начинают болеть, пить или употреблять наркотики. В общем, нарушать трудовую дисциплину точно так же, как это делают аборигены. И производительность их труда (из-за которой, собственно, их сюда и тащат) снижается в десятки раз, делая нерентабельной всю возню по их легализации. Что-то подсказывает, что за прошедшие несколько лет ситуация только усугубилась.
Забавно, что шаги, предпринимаемые властями по «мигрантским» вопросам, оказываются диаметрально противоположными. То федеральные власти заявляют, что в депрессивных регионах надо избавляться мигрантов и трудоустраивать местных. Но буквально черед несколько дней появляется информация о том, что квота на ввоз мигрантов в Ивановскую область на следующий год существенно увеличена.
Вообще, тема мигрантов, по большому счету, несмотря на все общественное и властное внимание к ней, остается весьма и весьма болезненной и нераскрытой. Для СМИ, во всяком случае, есть целый ряд «запретных» аспектов, о которых говорить и писать просто невозможно – привлекут к суду за клевету и ущерб деловой репутации. И до тех пор, пока эти запреты будут сохраняться, любой может смело спекулировать на вопросах, связанных с гастарбайтерами.
15 декабря 2024
Все новости