Александр Проханов
Иркутский авиационный завод — детище сталинских пятилеток. Кажется, здесь, на берегах Ангары, среди старинных улиц и древних колоколен, раскручивается ослепительный светоносный вихрь. Преломление лучей, кристаллы света, драгоценное стекло корпусов… Исчезают на глазах ветхие закопчённые стены, опадают утомлённые, изношенные оболочки, возникает новая плоть завода — сила, красота, энергия. Такие мгновенные перемены именуются преображением. Так бурно сквозь угрюмые зимние тучи врывается в мир весна. Так из сонной куколки рождается восхитительная бабочка. Завод-ветеран, создававший самолёты великой Победы, строивший машины великой советской авиации, пережил мучительное безвременье девяностых и сам, подобно самолёту, рванулся ввысь.
Мощное ровное движение металла. Великолепные, драгоценные, денно и нощно работающие станки. Спокойные неторопливые люди, нажимающие кнопки программного управления. Инженеры в безлюдных цехах управляют движением бессчётных механизмов.
Директор — сибиряк Александр Алексеевич Вепрев. От него исходят светлые силы русского пассионария, он занят громадным делом, которое поручило ему государство. Рождение самолёта из крохотных деталей, из сверкающих листов алюминия, на котором фрезы вытачивают тончайшие узоры и орнаменты. Рождаются узлы, укрупняются, возникают элементы крыла, плоскости оперения, шпангоуты и полукружья фюзеляжа срастаются, свинчиваются, обретают стремительный контур, насыщаются приборами, компьютерами, дальномерами и прицелами.
Из цеха в цех, из одного объёма в другой — и вот огромное пространство, похожее на дворцовые залы. И в нём среди лучей длинными рядами, как шедевры Эрмитажа, стоят самолёты. Мощные, изящные, застывшие и готовые мчаться в бесконечность, послушные человеческой воле и смертельно опасные, устремлённые в бой, к победам.
Многоцелевой боевой самолёт Су-30СМ —дальний перехватчик, сбивающий бомбардировщики врага хоть на Северном полюсе, хоть над центром Европы. Виртуозный истребитель воздушного боя, то несущийся на всех скоростях, то застывающий в небе, как неподвижный крест. Самолёт поля боя, поджигающий танковую колонну врага, скопление его пехоты и техники.
И второй, учебно-боевой, самолёт Як-130. Изящная спарка, предназначенная для обучения лётного состава, в которой так нуждается обновляемая авиация страны. Самолёт в час войны из учебного превращается в грозную боевую машину, несущую ракетно-бомбовый груз весом, равным весу самого самолёта.
Тут же, на заводе, создаются элементы французского пассажирского Эйрбаса А-320, летающего по всему миру. И в новых, стремительно возводимых цехах, которые наполняются драгоценными станками, готовятся линии для производства отечественного магистрального самолёта МС-21, с появлением которого слухи о кончине русского гражданского авиастроения прекращаются. Все эти машины демонстрируют взлёт русской авиации, возрождение оборонно-промышленного комплекса. Указывают на то, что долгожданное развитие начинается, сдвигается с места застывшая махина страны. Гигантский самолёт "Россия"медленно начинает выруливать на взлётную полосу и готов ринуться в небо.
Здесь, на заводе, чувствуешь себя в потоках живой истории. Эти самолёты нацелили свои отточенные фюзеляжи в сторону Сирии, откуда к границам России готов полыхнуть огонь войны. Они смотрят в сторону Арктики, где начинается схватка за арктические шельфы, и мировые державы посягают на исконные богатства России. Они смотрят на Европу, где НАТО наращивает военную мощь, и всё новые и новые системы сверхточного оружия готовятся к бесконтактной войне.
Здесь, среди этих самолётов, ощущаешь совершенство российской науки, дальновидность инженерной мысли, умную стратегию. Чувствуешь, что русская цивилизация переходит на новый уровень, облекается в новые ризы. Здесь нет уныния, нет печали о прошлом. Нет тусклого безысходного выражения глаз. Здесь — воля, сила и творчество. Здесь, среди этих самолётов, надо проводить молодёжные съезды. Сюда должны приходить историки и метафизики. Здесь место художникам, музыкантам и поэтам. Рывок, который начинает Россия, нуждается в своих певцах, летописцах и проповедниках. Пусть проповедь о русском чуде и русской победе зазвучит не только с амвонов храмов, но из этого могучего восхитительного цеха, который и есть амвон русского развития.
Я приближаюсь к машине. Трогаю её фюзеляж. Тепло моей ладони уходит в металл, погружается в крылья, в лопатки турбин, в драгоценный кристалл кабины. Я передаю самолёту мою веру, любовь, волю — волю к русской победе. Самолёт унесёт моё прикосновение в небо, откуда видна таинственная и чудесная русская даль...