Последние
новости

Думская непроходимость. Данила Бедяев

10 мин
09 октября, 2013
Думская непроходимость. Вадим Беляков

Данила Бедяев, председатель Ивановского регионального отделения партии «Яблоко», лидер партийного списка на выборах в Ивановскую областную думу

Почему, на ваш взгляд, «Яблоко» не преодолело вожделенного пятипроцентного барьера?
Во-первых, у нас существуют очевидные трудности с кадровой подготовленностью партийного отделения в регионе. Районная сеть «Яблока» по большому счету не функционировала около 10 лет. Естественно, в масштабе Ивановской области было очень сложно мобилизовать своих людей и провести полноценную агитацию. Второе. Общая политическая ситуация такова, что результат, по сути, был запрограммирован, в том числе за счет большого количества спойлеров. Они пошли по пути максимального «размывания» электоральной базы.

Кто они?
Ну, так скажем, те, кто эти выборы делал. Это главный игрок на выборах, давайте так назовем. А главным игроком можно назвать партию власти, можно назвать представителей власти, а можно назвать административный ресурс – тех, кто держит власть.

То есть в том, что «Яблоко» набрало полтора процента, виноваты они?
Нет, но мы ведь существуем не в вакууме, а в условиях конкретной политической среды. А эта среда на сегодняшний день враждебна к любой оппозиционной партии.

А «Яблоко» на какую аудиторию рассчитывало?
«Яблоко» всегда рассчитывает на средний класс – это современные, умные, думающие люди с хорошим образованием. Это люди, которые понимают, что стране нужна конструктивная оппозиция, нужно эффективное государственное управление и что Ивановской области нужно думать о доходах, а не о дотациях.

Как-то не укладывается в голове. Ориентация на умных людей, на средний класс, то есть на городское население, - и кампания, во главу которой была поставлена рассылка бесплатных газет по деревням в почтовые ящики... Такое размазывание средств наводит на мысль о каком-то личном интересе в большом тираже.
На самом деле тираж был не такой уж и большой. Затраты на проведение избирательной кампании - отдельный вопрос.
Мы вели агитационную работу в крупных городах области, в Кинешме был шанс сделать успешную кампанию. Но Кинешма стала центром ожесточенной борьбы «всех против всех», и это явно сыграло против нас. В Иванове мы неплохо пообщались с людьми, и, я убежден, что наш предвыборный message дошел до избирателей. Другое дело - низкая явка. Мне кажется, что представителям власти, тем, кто контролировал выборы своей невидимой рукой, было выгодно, чтобы думающие люди, которые по-настоящему принимают решения, на участки не пошли. По всей видимости, была негласная установка на низкую явку, в том числе в городах. В малых же населенных пунктах, в деревнях люди по-прежнему голосуют за власть. Они не выбирают, они голосуют.

Но это не ваш избиратель?
Это не наш избиратель. С нашим избирателем мы продолжаем работать. Я здесь скорее оптимист и знаю, что редко кто свой путь в политике начинает с побед. Понятно, что сейчас у «Яблока» результат крайне низкий, но мы теперь знаем все «подводные камни» предвыборного процесса, знаем, как нужно работать эффективно. Кадровой подготовленности нам не хватило – работать было не с кем.

Не было кадров, но, судя по кампании, были деньги. Кто финансировал местную кампанию «Яблока»?
Финансирование состояло из трех частей. Первая – это деньги, которые нам выделило федеральное «Яблоко» (два транша в начале и в конце кампании). Я очень благодарен партии за то, что в нас поверили. Поверили в то, что можно не только сейчас попытаться, но и в дальнейшем работать и на выборах в Ивановскую гордуму, и на других, более локальных. Нас также поддержали два предпринимателя, которые не первый год являются сторонниками «Яблока».

Просто в городе ходят слухи, что избирательную компанию в сумме трех миллионов рублей профинансировали как раз те самые кукловоды, против которых вы сейчас так пламенно выступаете.
То есть даже конкретная сумма называется?

Да.
Да нет, на самом деле, там, по-моему, все прозрачно…

Она была меньше?
Нет, у нас общий фонд (можно в избирательной комиссии уточнить) составлял приблизительно 4,5 миллиона рублей. Полтора из них – средства федерального «Яблока», три – местных предпринимателей.

Бизнесмены действовали по зову сердца?
Они уже порядка 3–4 лет поддерживают «Яблоко», со времен Татьяны Михайловны Будановой. Но и им тоже нужно было дать сигнал, что мы действительно готовы бороться за голоса.

И кто им этот сигнал дал?
Я с ними встречался лично. Причем не все после той встречи согласились поддержать кампанию. Из четырех предпринимателей, которые раньше помогали, только двое стали участвовать в формировании нашего избирательного фонда.

Вся ивановская оппозиция всю избирательную кампанию жаловалась на то, что ее не допускают в СМИ, не дают вешать баннеры. При этом вы счастливо светились в телевизоре и ваши баннеры висят в центре Иванова. Как вам это удалось?
Не согласен. На местном телевидении была только «Единая Россия» – это факт. Схема агитации «через телевизор» была выстроена таким образом, что телекомпании «Барс» и ИВТ, по сути, отказались освещать выборы. ИВТ установило просто «заградительные» цены на агитацию, что, в общем-то, можно расценивать как отказ. «Барс» отказался вовсе. Эти, достаточно рейтинговые, на мой взгляд, телекомпании выбрали такую схему работы: они персонифицировано освещают работу людей, которые совершенно случайно оказываются еще и кандидатами от «Единой России», якобы безо всякой привязки к выборам. И так они отработали всю кампанию. Я не знаю, какие там договоренности конкретно были...

Я сам видел вас на «Барсе».
Меня в этой связке не было, я там ни разу не присутствовал.

Ни «Справедливая Россия», ни коммунисты не были комментаторами на «Барсе», а вы были.
Комментатором по какому вопросу? Единожды я комментировал «дело Ферояна», причем отнюдь не в пользу «Единой России». А в схеме, которую они выбрали, я не участвовал. Каждый день мы видели хвалебные так называемые «новостные выпуски» про членов «Единой России», про кандидатов из списка партии власти – и ни разу в этом не участвовали. Единственное, что мы смогли – в самом конце кампании, после моей поездки к Григорию Явлинскому, оплатить две недели рекламы на ИГТРК за средства федерального «Яблока». Мы выбрали все, что было можно, но этого было далеко недостаточно.

Еще один слух. Говорят, что вашу кампанию курировал департамент внутренней политики.
Вы правильно отметили, что это слух. Причем не имеющий никакого рационального основания. Мне даже не совсем понятно, чем департамент внутренней политики мог нам помочь в избирательной кампании. У этого департамента совершенно другой функционал. Там нет даже кадров, которые разбираются в политике и в проведении выборов.

В департаменте внутренней политики?
Да, и в этом есть доля шутки. Там сейчас меняется структура, и я не знаю, насколько она будет рабочей, особенно после ухода замгубернатора Виктора Смирнова.
Это была наша выборная кампания и наши агитационные материалы, мы делали их сами. Если их почитать, то совершенно понятно, что никакая власть к ним не могла иметь никакого отношения. Я под каждым словом могу подписаться. Они были в духе оппозиции, в духе протеста.

Ну, тогда может быть «Яблоко» ощущало какое-то административное давление?
У нас в России традиционный избиратель. Он довольно консервативен и по-прежнему ориентируется на сказанное по телевизору. Но мы проанализировали и поняли, что созданная конструкция, в общем-то, в закон вписывается, поэтому по поводу телевизора не бузили. Что касается баннеров, то и у нас были сложности с их размещением. В итоге мы разместились не в центре города, а на улице Рабфаковской, у «Бомбы», а еще один баннер повесили вообще в районе автовокзала. В Шуе и в Кинешме попроще было, особенно в Кинешме, где у нас был сильный кандидат. Поэтому все слухи о возможной «помощи» притянуты за уши.

Ну, слухи, слухи...
Ну, слухи - не слухи, а баннеров-то на самом деле были единицы. И ситуация с доступом к СМИ была совершенно как у остальных участников кампании, то есть плачевная…

Хорошо. Когда в следующий раз мы услышим о «Яблоке»?
«Яблоко» продолжает активную работу в регионе. Елена Дмитриевна Зименкова, член партии «Яблоко», принимавшая участие на выборах в Ивановскую областную думу, совсем недавно ездила в Москву на конференцию по вопросам ЖКХ. Было принято решение о том, что она разработает практическое пособие с рекомендациями для тех, кто создает ТСЖ, причем с последующим распространением по всей России. Это будет очень нужный материал, мощное подспорье для тех, кто борется со своими управляющими компаниями.
Во время избирательной кампании к нам присоединилось много молодежи, и в ближайшее время мы будем создавать молодежное «Яблоко». Уже сейчас я вижу возможности влиять на региональную политику и общественное мнение по определенному кругу вопросов в межвыборный период. Мы не собираемся уходить из политики до следующих выборов. Как раз наоборот: возвращаясь к нашему с вами разговору на «Политической кухне», мы не собираемся быть партией-времянкой «от выборов до выборов». Это не моя позиция, не мой стиль работы. Мы не хотим быть похожими на тех, с кем конкурируем и боремся.
14 декабря 2024
Все новости