Сергей Рютин о секулярной религии городских атеистов
Изначально экология означала сохранение среды в первозданном виде на локализированных территориях. Затем возникли экосистемы, с которыми надо было взаимодействовать. В конце концов генезис концепции привел к энвайронментализму - секулярной религии городских атеистов по точному определению Пола Дриссена. За идеологическое обеспечение современного экологизма ответвенная доктрина «устойчивого развития». По определению, исходящему от автора самого термина - Эрнста Геккеля, экология это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. То есть, экология изучает проблемы межвидовой борьбы, а политика - проблемы внутривидовой борьбы. Экология и политика оказались связаны в XX веке очень крепко: ибо методы межвидовой борьбы предлагались для борьбы внутривидовой. Искусственное (социологическое) разделение человечества на классы, нации, касты и иные кластеры способствовали экологизации политики, экология между тем активно политизировалась.
К XXI веку наука экология трансформировалась в энвайронментализм и «глубинную экологию», которые вообще в своем крайнем выражении признали вред человечества в целом для природы. Природа в виде Матери-Земли-Геи обожествляется энвайронменталистами в новом языческом культе. Конечно, за этим стоят конкретные политические интересы. Какие же? Очевидно, что количество населения необходимо снижать исходя из новых реальностей и нового экономического и политического уклада, в котором массовые призывные армии и массовый рабочий класс уже давно не используются. Предприятия роботизированы, армии заменяются частными контрактными отрядами, массовая бюрократия превратилась в форму пособия по безработице и ждет своей оптимизации. Учитывая новые условия алармисты (экологические паникеры) раздувают дальнейший ажиотаж вокруг этих животрепещущих тем. Тем самым, не способствуя их освоению и пониманию обществом.
Какие же примеры такого алармизма можно привести? Из последних выступлений можно упомянуть интервью с Дэвидом Аттенборо на Radio Times, который назвал человечество «чумой на Земле». Не он первый утверждает подобное, в этом ряду экологи Эрне Нейсс (автор «глубинной экологии»), Пентти Линкола и даже Тед Тернер. Конечно, подобные реплики - представляют собой метафорическую гиперболу. Но с другой стороны убеждение в необходимости роста населения является стойким стереотипом Нового времени и эпохи модерна с массовыми призывными армиями и тотальной индустриализацией. Постиндустриальная, информационная (и постинформационная) эпоха не нуждается в массовом производстве населения, экономический кризис последних лет связан как раз с этим фактором. Но в средствах массовой информации повторяется старая демографическая концепция.
«Спасти нашу планету» - призывают экологи в течение уже 40 лет. От кого или от чего? – Получается, от человечества. От излишнего человечества - утверждают более умеренные энвайронменталисты. Социальные консерваторы еще приводят цитату Наполеона: «Подлинное богатство всякой страны состоит в числе жителей оной, их труде и предприимчивости». Ответом на нее является цитата из Джералда Даррелла, эколога и натуралиста XX века: «Перенаселение - это проблема, касающаяся всех стран мира. Если подобная ситуация будет сохраняться, нас ждет гибель». Не исключено, что энвайронменталисты уже поработали над темой, а данные статистики, выдающие очередное плановое увеличение поголовья мирового населения - фальшивка.
Тем не менее, интересы современных экологов лежат вне сферы защиты природы - это уже очевидно. Корпорации типа «Гринпис» вполне вписались в договорный – «дружественный» капитализм (так наз. crony capitalism).
Радикальное направление экологистов считает возможным предоставление равных с человеком избирательных прав животным (В.В. Борейко). Представители «глубинной экологии» выступают за биосферное равенство вообще всех существ. Будучи перенесено из сферы экологии в сферу политики - а именно на этом и настаивают глубинные экологисты - подобное равенство выхолостит само понятие права и низведет человека как вид до уровня биоорганизмов. Вчера это звучало как фантастика, сегодня в рамках программ «устойчивого развития» принимаются вполне конкретные решения. А «устойчивое развитие» исходит из тотального оппонирования антропоцентризму на всех уровнях и во всех доступных сферах.
После успешной промывки мозгов «глобальным потеплением» энвайронменталисты перешли к доказательству вреда человечества для биосферы вообще. Ведь и потепление было названо ими «антропогенным» - т. е. вызванном человеческой хозяйственной деятельностью. Если права принадлежат абстрактным «всем» - значит они на деле, на практике не принадлежат никому - а в действительности узкой группе кронистов ( от crony - ), которые могут принимать псевдонимы как социалистов так и консерваторов.
В экологическом движении с момента его осознанных действий доминирует мизантропия. Энвайронментализм - эта новая псевдофилософия XXI века - стремится закрыть пути дальнейшего цивилизационного развития.
Новейшая политизированная экология - превратилась, таким образом, в очередную тоталитарную идеологию.
Автор - директор Института демографического анализа и мировой статистики