О феномене успеха музыкальных фестивалей в российской провинции
Дмитрий Ренанский
Отечественная музыкальная жизнь вступила в эпоху децентрализации: самый успешный пример — завершившийся на минувших выходных Левитановский фестиваль в Плесе
Еще совсем недавно на вопрос, где именно располагается сегодня музыкальная столица России, можно было дать вполне однозначный ответ: на рубеже девяностых и нулевых ею оставалась гергиевская Мариинка, в середине прошлого десятилетия — придерживавшийся модернистского репертуарного вектора Большой театр. В последние годы ситуация кардинально изменилась: следящие за российским культурным процессом наверняка могли заметить, что центр тяжести на академической музыкальной сцене сместился в регионы. Об этом говорят хотя бы результаты последней "Золотой маски", на которой были как никогда сильны позиции именно провинциальных трупп, оставивших далеко позади столичных конкурентов. Примерно та же ситуация наблюдается и в фестивальной жизни — особенно активной на Урале, где пермскому Дягилевскому фестивалю наступает на пятки стартующая через несколько недель екатеринбургская "Евразия", не по здешнему стильно скроенная программа которой открывается в этом году мировой премьерой новой партитуры Леонида Десятникова.
Ни о чем таком еще каких-то три-четыре сезона назад невозможно было даже подумать: отечественная музыкальная жизнь с бешеной скоростью вступила в эпоху децентрализации. По индексу цитируемости и показателям престижности среди не только российских, но и западных артистов региональные форумы вплотную приближаются к тяжеловесам вроде "Звезд белых ночей"и Московского Пасхального фестиваля — причем в ближайшее время разрыв между ними будет сокращаться все более и более стремительно. Разумеется, регионам с их ограниченными финансовыми возможностями непросто конкурировать с интенсивностью музыкальной жизни Петербурга и Москвы, но в том-то и дело, что пока озабоченные необходимостью осваивать рекордные бюджеты столичные корпорации делают ставку на поражающие воображение стахановские масштабы, региональные форумы берут кропотливой и вдумчивой кураторской работой. Они движутся в противоположных направлениях: регионы впитывают весь тот артхаусный неформат, который не слишком комфортно чувствует себя на торгующей мейнстримом столичной ярмарке купеческого тщеславия.
Красноречивый пример музыкальной децентрализации по-русски — завершившийся на минувших выходных Левитановский фестиваль в Плесе. Если на Урале кураторы работали на базе государственных институтов, модернизируя и пересочиняя уже существующие бренды, то фестиваль в Плесе возник шесть лет назад в буквальном смысле на ровном месте — знаменитый своими живописными видами и туристическими аттракциями городок на музыкальной карте страны вплоть до недавнего времени не значился. Исправить положение взялся активно работающий в городе Левитана и Шаляпина бизнесмен Алексей Шевцов: страстный меломан по натуре, он не только вложил в раскрутку амбициозного стартапа собственные деньги, но и сумел навести мосты с местными властями. Так, к пятому по счету форуму строительство открытого год назад концертного зала "Левитан-холл"было профинансировано уже из средств бюджета Ивановской области. В художественные руководители Шевцов расчетливо пригласил пианиста Алексея Гориболя, совмещающего талант не только выдающегося камерного музыканта, но и талант великолепно владеющего культурным контекстом продюсера.
Программы Левитановского фестиваля играют на сшибке разных музык и радикально контрастных исполнительских эстетик: трудно забыть, как пару лет назад в Плесе вечер кабаретных песен Людмилы Петрушевской значился в афише бок о бок с бенефисом именитых московских старинщиков, игравших на жильных струнах музыку эпохи барокко. Успевшие стать фирменным знаком форума, эти стилевые клинчи порождают тот впечатляющий смысловой объем, что позволяет Левитановскому фестивалю, несмотря на всю его внешнюю лаконичность (афиша этого года состоит, к примеру, из четырех концертов), конкурировать в смысле результативности с иными многодневными марафонами — стратегия "лучше меньше, да лучше"взята на вооружение абсолютным большинством региональных фестивалей, столичной мегаломании противопоставляющих тщательность ручной выделки. Другая фирменная черта Левитановского фестиваля — редкое для наших широт умение балансировать между интеллектуальностью и общедоступностью: этой осенью в Плесе, скажем, с одной стороны, отпраздновали 100-летие классика английской музыки прошлого века Бенджамина Бриттена, с другой — польстили публике выступлением Данилы Козловского в качестве guest star с неожиданной программой мелодекламаций русских композиторов-романтиков.
В Плесе вообще привечают звезд, особенно восходящих,— как всегда в регионах. И вот еще одна черта времени: пока программная политика столичных фестивалей чаще всего ограничивается одним лишь коллекционированием статусных имен, в регионах приучились воспитывать публику, последовательно развивать ее восприятие, вдумчиво расширяя кругозор и прививая вкус ко всему небанальному — работая, так сказать, на длинную дистанцию. Потому не случайна, конечно, многократно описанная неформальная, почти домашняя атмосфера плесского фестиваля, напоминающая о традиции камерного музицирования в узком кругу для услаждения слуха близких: культивировать ее на берегу Волги и по соседству с "Дачным театром Шаляпина", что и говорить, сам Левитан велел — но не в одной только выгодной геолокации дело. Ориентация на частный характер культуры, возделываемой кураторами форума, особенно показана в стране, общество которой до сих пор не изжило травмы, нанесенной тоталитарным прошлым. Как показывает европейский опыт, именно децентрализованная культура способна сообщить социальной жизни тот воздух, без которого в сегодняшнем мире с каждым годом становится все труднее дышать. Именно его-то жадно и вдыхают в сентябре в Плесе, в октябре — в Екатеринбурге, а в начале лета — в Перми. Судя по динамике последних лет, количество таких "мест силы"со временем будет только возрастать, но и то, что есть сегодня, не так уж и, если разобраться, мало для начавшей движение в сторону многогранности культурного процесса страны: хватает не только на целевую местную аудиторию, но и на столичных гостей, из года в год составляющих все большую часть фестивальной публики по всей стране.