В нынешней ситуации, когда весь мир напряженно созерцает новые фашистские замашки «тов. Волка», есть один положительный момент, сколь ни цинично в принципе искать положительное в надвигающейся войне.
Забрезжила надежда, что несколько поуймется наша горячо любимая либеральная интеллигенция, в которую, несмотря ни на что, я все же верю.
Верю в то, что в этом сообществе есть много искренних и добрых людей (хотя очевидно, что и продажных, работающих за деньги тоже предостаточно). Они всегда были склонны к мечтательности и построению утопий о жизни где-то «там», но настоящее бытие их постоянно смиряет, как Васисуалия Лоханкина, от которого жена ушла.
Ей, этой немногочисленной, но весьма слышимой благодаря интернету прослойке, становится все сложнее и сложнее, не противореча доводам рассудка и совести, сеять «разумное, доброе, вечное» в виде проповеди толерантного отношения к распространению разврата и свободе самовыражения посредством изображения обезьяны, увешанной орденами времен Великой Отечественной, и креста, увенчанного гирляндой сосисок.
Теперь все эти вопросы (а также вопрос о введении полового воспитания в школе, ювенальной юстиции, мнимой клерикализации общества и многое, многое другое) невольно будут восприниматься в несколько ином аспекте.
С одной стороны, в аспекте сохранения суверенитета нашей страны, который, что становится все более очевидным, будет утрачен окончательно вместе с изгнанием традиционных ценностей из сознания ее граждан.
А с другой – в уродстве ложного и лицемерного целеполагания тех, кто навязывает нам «демократические» ценности, трактующие свободу как вседозволенность и уже совершенно не скрывающие одного из главных принципов своей деятельности, становящегося все более очевидным: цель оправдывает средства.
Сейчас как никогда слышны слова известного святого святителя Феофана Затворника, еще во второй половине XIX века призывавшего наш народ отказаться от слепого следования ценностям западного секуляризма и говорившего, что наше общество будет вразумляемо своими же идолами.
Например, говоря о сильном влиянии немецкой литературы на русское богословие, святитель писал: «...жаль смотреть, как у наших богословов все немчура да немчура. Вот пошлет за это на нас Господь немчуру, чтоб она пушками и штыками выбила из головы всякое немецкое мудрование».
О слепом подражании Западу выдающийся православный святой и богослов предупреждал предельно ясно. Так, что и теперь его слова актуальны как никогда: «Нас увлекает просвещенная Европа... Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как помешанные, сами себя не помня.
Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начала забывать тот урок.
Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему».
Мы сейчас прекрасно понимаем, насколько Феофан Затворник оказался прав. Попускал Господь на нас немчуру и французов с «дванадесятью языками» не раз. Не раз уже делали они из русских храмов и музеев конюшни. Теперь вот все ближе к нашим буферным зонам приближается другой бич в руках Божьих, перед которым многие испытывают священное благоговение, превратив его в свой идол...
Младший современник Феофана, великий художник слова Антон Павлович Чехов еще более конкретизировал виновника многих социальных зол – современного ему либерального интеллигента, проводника западных деструктивных идей и учений, раскачивающего своим говорением весь государственный корабль.
Рассуждая, по сути, о религиозных шатаниях современного ему креативного класса Чехов писал: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю, даже когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр».
В декабре 1901 года он еще более конкретизировал данную проблему, написав: «Нужно веровать в Бога, а если веры нет, то не занимать ее места шумихой, а искать, искать одиноко, один на один со своей совестью...»
Люди, избравшие шумиху вместо веры (а таковых немало и среди наших ультраортодоксов), по убежденности Чехова, «помогают дьяволу размножать слизняков и мокриц, которых мы называем интеллигентами».
«Вялая, апатичная, лениво философствующая, холодная интеллигенция, которая никак не может придумать для себя приличного образца для кредитных бумажек, которая непатриотична, уныла, бесцветна, которая пьянеет от одной рюмки и посещает пятидесятикопеечный бордель, которая брюзжит и охотно отрицает все, так как для ленивого мозга легче отрицать, чем утверждать; которая не женится и отказывается воспитывать детей и т. д., вялая душа, вялые мышцы, отсутствие движений, неустойчивость в мыслях.
Где вырождение и апатия, там половое извращение, холодный разврат, выкидыши, ранняя старость, брюзжащая молодость, там падение искусств, равнодушие к науке, там несправедливость во всей своей форме. Общество, которое не верует в Бога, но боится примет и чёрта,[...]не смеет и заикаться о том, что оно знакомо со справедливостью», – пишет он Суворину в 1889 году.
Совершенно очевидно, что жесткие слова, сказанные великим писателем более века назад, относятся и к нынешним ультралибералам, вынужденным сейчас наблюдать, как мифологизированная ими страна-утопия разрушает все вокруг себя, сама при этом погружаясь в хаос вырождения и ненависти к любым традиционным ценностям, ранее создавшим ее.
Остается надеяться, что хотя бы кто-то, произведя переоценку ценностей в условиях кризисной ситуации, сможет отделить злые плевелы от добрых семян, которых в современной западной цивилизации тоже предостаточно.
Иначе либеральное сообщество окончательно превратится в тусовку Варнавок Препотенских и госпожей Бизюкиных, которые своей безалаберной болтовней уже однажды изрядно поспособствовали убийству великой державы.