1000TV - совместный интернет-телеканал редакции журнала 1000 экземпляров и телеканала РТВ-Иваново
Здравствуйте, мы продолжаем совместный проект сайта «Слухи и факты» и кабельного оператора «Интеркомтел» под названием «Политическая кухня». Сегодня я, Алексей Машкевич, принимаю на этой кухне самого главного политического кашевара области – губернатора Михаила Меня. Здравствуйте, Михаил Александрович.
Здравствуйте.
Сначала спрошу вас про реформу правительства, которую вице-губернатор Смирнов, который в прошлый раз сидел на этом месте, назвал «тонкой настройкой». Вот почему в этой «тонкой настройке» участвует такой тонкий-тонкий слой? У вас кончилась скамейка запасных, всё?
Вы знаете, на самом деле, с точки зрения скамейки запасных, я напомню, что буквально в первый год, когда я прибыл на территорию Ивановской области, я запустил проект приглашения молодых ребят советниками губернатора, на разные другие должности.
Максим Поляков самая яркая была такая фигура.
Максим Поляков, Александр Лодышкин, который теперь начальник аналитического управления, Владимир Калинкин, который теперь начальник правового управления у нас в правительстве. Вот уже три фигуры, которые выросли, придя ко мне в правительство, без каких-то знакомств, не опираясь на чью-то поддержку, просто пройдя определённый отбор, кастинг, определённую экзаменовку. Они должны подрастать. Но дальше мы проводили подобного рода подбор молодёжи и постепенно люди растут, и мы их поднимаем сейчас на уровень заместителей руководителей департамента и постепенно через них растим смену нынешним руководителям.
Что касается сегодняшнего дня, то я считаю, что принцип ротации вполне допустим. Принцип ротации используют руководители многих, достаточно успешных регионов, таких как Белгородская область, например – применяет этот подход. Если говорить о странах СНГ, то в Казахстане это очень распространённая конструкция.
Чтобы не засиживаться?
Да, потому что когда один руководитель находится постоянно на одном и том же месте, то у него зашоривается взгляд, он начинает обрастать какими-то связями, какими-то людьми и начинает просто достигать своего пика. Поэтому сейчас, когда освободилось место руководителя департамента, то мы сделали вот такую конструкцию. И притом, я хотел бы отметить отдельно, то, что два главы пришли на должности в правительстве. Это тоже, я думаю, правильный импульс и для глав администрации и, считаю, что человек, поработавший на земле, он немножко по-другому смотрит на какие-то процессы общеобластные. Полезная вещь.
При этом департамент экономического развития возглавила бывший риэлтор, продавец недвижимости Оксана Боронина. Это констатация того, что у нас промышленности больше нет и область такой сплошной торговый центр?
Во-первых, Оксана начинала действительно свой трудовой путь с этой работы, но потом она работала в крупной строительной компании и у нас в правительстве уже работает три года. Она уже и после бизнеса обрела определённый управленческий опыт в рамках государственной службы. Но, поверьте, пройдёт некоторое время, я думаю, что я здесь не ошибаюсь, мне так кажется, по крайней мере – это человек очень цепкий, очень въедливый, человек, который может системно выстроить работу немножко по-новому. Потому что у меня глобальных никаких претензий к предыдущему руководителю нет.
Вы её назвали «лучшей».
Безусловно, это так. Это зависит от периода времени, сколько я руковожу областью – а это уже почти 8 лет скоро – Светлана Давлетова была лучшим руководителем. Но я просто почувствовал, что она упёрлась в свой потолок. Нужно ей придать новый импульс, чтобы она занялась другими задачами, а сюда пригласить нового человека. Поверьте, для того, чтобы руководить департаментом экономического развития не нужно разбираться в самом производственном процессе, тех или иных предприятий, которые у нас открываются на территории области. И не нужно, приезжая на ЖБИ, знать, как формуется бетон с помощью вибростенда или как на нашем, который мы, надеюсь, в ближайшее время откроем, долгожданном электрометаллургическом комбинате получается конкретная продукция, я имею в виду арматура. Знания нужны больше административные – для того, чтобы организовать процесс сопровождения инвестиционного проекта, процесс принятия или непринятия предложений по льготам для того или иного предприятия. Смотреть внимательно за тем, как размещается производительность силы по области и так далее. Здесь, я думаю, больше важны вот такие знания. Потому что, поверьте, я знаю очень многих руководителей с очень нахмуренными бровями, с серьёзным видом, производственных красных директоров...
С нулевым выхлопом.
Да, абсолютно с нулевым выхлопом, которые не смогли даже скоординировать действия своих подчинённых. То есть то, что это хрупкая женщина – это ни о чём не говорит, поверьте мне.
Дай Бог. Тогда к другому департаменту. До вашего прихода в регион у нас вообще не существовало такого понятия как «внутренняя политика». Не было департамента внутренней политики и, честно говоря, его появление как-то оживило политическую жизнь. Когда им руководил Сергей Пахомов или Максим Поляков, все понимали чем он занимается и что он делает. В последнее время такое ощущение, что о департаменте вспоминают только тогда, когда из него кто-нибудь в очередной раз уходит.
Дело в новом руководителе или у вас, как у руководителя правительства поменялось отношение к нему?
Во-первых, у нас не поменялось отношение – немножко поменялась конструкция управления этим сектором жизнедеятельности нашего региона. Потому теперь у нас есть вице-губернатор, который курирует это направление, в том числе, помимо руководства аппарата и он же напрямую курирует Альберта Короленко, который как руководитель департамента, ведёт всю техническую работу, осуществляет непосредственное руководство этим департаментом. Я не думаю, что этот департамент должен быть постоянно в публичной плоскости, хотя у него есть определённые сектор направления – это взаимодействие с общественной палатой. Это взаимодействие с партиями, с национальными диаспорами и с другими общественными организациями, религиозными организациями, которые являются недостаточно публичными, и здесь у меня вопросов нет. Они работают, взаимодействуют, но я думаю, что здесь необходимости большого пиара самого ведомства как такового нет.
Ясно. Сергей Пахомов в последнем интервью журналу «1000 экземпляров» о региональной политики сказал, цитирую: «Вся система в политике поменялась. Я могу сказать, что центр выработки решений был здесь», т. е. в областной думе. Вас не обидело такое разделение ролей? Он вас немножко даже отодвинул от региональной политики, нет?
Я думаю, что он акцентировал внимание на том, что он всё-таки секретарь политсовета партии «Единая Россия», и всё-таки у нас партия имеет сегодня большинство как в региональном парламенте, так и во всех муниципальных парламентах. И конечно мы принимаем решения, опираясь на это большинство и все принятия политических решений мы, конечно, пропускаем через этот, что называется, фильтр. Я думаю, Сергей это имел в виду – это вполне логично.
То есть вы не деретесь тут за первенство?
Я думаю, не имеет смысл делить эту конструкцию. Я думаю, мы не давали повод кому бы то ни было говорить о том, что здесь какое-то есть недопонимание.
Тогда ещё один кадровый вопрос. В регионе новый начальник УМВД и, по слухам, его так долго не назначали на эту должность, не появлялся новый начальник, потому что областное руководство в вашем лице, в лице Сергея Пахомова, долго «продавливали» на эту должность сначала Римского, потом Курылёва. Пришёл новый начальник – Римский так тихонечко куда-то слился, Курылёв уволен достаточно громко – т.е. все ваши протеже ушли. Как складываются отношения с новым начальником?
Значит, сразу хочу сказать – я понимаю, что ваш интернет-ресурс называется «Слухи и факты», поэтому я обычно слухи не комментирую, но в данном случае, раз уж вы представляете этот ресурс, который является соавтором этой программы, хочу сказать, что никакой необходимости в лоббировании кого бы то ни было на этот пост абсолютно у нас не было и практики такой нет. Мало того, скажу, что на всей территории Российской Федерации практически нет случаев, когда кого бы то ни было из заместителей и начальников УМВД или ГУВД назначали руководителями…
...В том же регионе.
В том же регионе. Такой принцип в принципе отсутствует, потому что...
Римский с Курылёвым были обречены не стать..?
Они даже не могли претендовать, не то, что кто-то занимался отстаиванием этих кандидатур, потому что это в принципе невозможно в системе МВД. Потому что переместиться из региона в регион, с позиции второй на позицию первую – это вполне возможно. А то, о чём вы говорите, просто это физически невозможно. Поэтому это действительно слухи, которые формируют люди, не разбирающиеся в вопросе. А с Александром Дмитриевичем у нас сложились очень хорошие рабочие отношения. Человек с опытом, ему сейчас непросто, очень непросто, входить в регион – новые люди, я стараюсь ему помогать, это моя обязанность.
А с чем, на ваш взгляд, связана его такая закрытость? Он не хочет общаться со СМИ и через СМИ с обществом.
Это у него лучше спросите, я не знаю.
Т.е.у вас не было на эту тему разговора?
Мне кажется, что мы недавно вместе с ним проводили встречу с диаспорами в доме национальностей. Мне показалось, что он абсолютно нормальный человек в части общения с людьми. Я думаю, что нужно быть настойчивее и наверняка он согласиться общаться и дать какое-то интервью.
Я тогда воспользуюсь вашим советом. В Ивановской области в июле и августе особой популярностью пользовалась фамилия Фероян. Вы своё отношение к Мамо и к Телману высказали, и я не буду лишний раз спрашивать.
Не только высказал, но и показал реальными делами.
Да, всё, я считаю, что в этом деле надо стать точку, вот именно с этой фамилией.
У меня другой вопрос. Насколько логичным кажется вам на этом фоне то, что Дмитрий Костерин практически прямо после этих событий лишился приставки и.о. и стал начальником ГИБДД. Ведь это при нём выдавались 404-ые номера, по его приказу полицейские, ГИБДДшники патрулировали в одиночку улицы, в разных стычках каких-то братьев отпускали – о чём сейчас говорит весь город и вдруг этот человек становится начальником. Как вы к этому относитесь?
Вы знаете, всё-таки когда мы говорим про какое-то ведомство, мы должны в первую очередь говорить про руководителя ведомства. И я и сейчас говорю, и ранее неоднократно заявлял, в том числе и в публичной плоскости то, что прежний руководитель ГИБДД Ивановской области Брусочкин Александр Александрович, он, на мой взгляд, не соответствовал своей должности и там масса вопросов. Я ещё раз повторю то, что публично я говорил.
Вы были противником назначения?
Я был открытым противником его назначения и, к сожалению, меня Александр Юрьевич Забегалов не услышал. При том сам Брусочкин то планировал уходить, потом передумывал, постоянно у него были какие-то колебания, хотя отношение к нему было уже, в том числе, и со стороны наших граждан абсолютно неоднозначное. Хотя ему нужно было конечно вовремя уходить, тогда бы он сохранил свою репутацию, был бы шанс у него сохранить. Но он меня не услышал тогда, и Забегалов Александр Юрьевич меня не услышал. Сейчас предъявлять претензии к системе, которую выстраивал Брусочкин, а не Костерин, предъявлять претензии к Костерину, я считаю, наверное, неправильно. Я думаю, что непосредственно начальник УМВД, он разберётся с этим вопросом. Думаю, наведёт в этом подразделении порядок – люди безусловно ждут наведения порядка в этом подразделении. Вот в этом я с вами абсолютно согласен.
Тогда другой вопрос. Вице-губернатор Виктор Смирнов на прошлой передаче очень ловко ушёл от моего вопроса о двуглавости муниципальной власти. Я его спросил о том, что по моей информации, недавно в ЦФО проходило совещание начфинов, и они в один голос плакали, что надо ликвидировать институт глав, именно глав, потому что ничего кроме безумных расходов муниципалитетам он не принёс. Вы как к этому сейчас относитесь, не мешает вам это?
Вы знаете, на сегодняшний день я не вижу, того, чтобы эта конструкция вредила нашему бюджету, например, потому что всё равно содержание районного совета, либо городской думы, в любом муниципальном бюджете предусматривается.
Но оно выросло.
Безусловно, выросло, но не в разы – это первое. Второе то, что большая проблема, о которой говорят очень часто, это то, что появляется определённое противостояние между главой и главой администрации. Но, вот когда эта тема обсуждается, многие аналитики забывают сказать самое главное – почему оно возникает? И почему оно не возникает в большинстве случаев в Ивановской области? Многие регионы оставили всенародную избранность главы, а не избираемость как у нас из состава совета. Человек, который получает мандат от непосредственных избирателей, т. е. глава и когда рядом с ним появляется сити-менеджер, глава администрации, он начинает воспринимать сити-менеджера как председателя правительства.
У него с ним контракт.
Потому что они начинают говорить, что по конституции Российской Федерации, высший источник власти – это народ, тогда ты изволь выполнять мои поручения, а в прокуратуру по тем решениям, которые ты напринимаешь, будешь ты же бегать. Есть такое, и мы с вами видели эту конструкцию у нас в Ивановском районе ещё в прошлые годы. Именно такое, с беганием в прокуратуру. Сити-менеджер, который подписывал соответствующие документы, как председатель. Мы пошли по другому пути и по правильному пути. У нас нет всенародно избранного главы, люди избирают местный парламент и из его состава уже человек избирается. Он понимает, что он облечён доверием всего населения, но через депутатский корпус у него уже нет такого карт-бланша и здесь чётко просматривается принцип разделения властей.
Ну, вот всё-таки...
Понимаете, что ещё хотелось бы сказать – есть много стран с развитыми демократиями, где такая конструкция работает, даже если глава избирается, но у них очень большой уже опыт.
Демократия традиционная.
Да, уже столетиями. Я, наверное, как-то вам рассказывал, что ещё будучи депутатом государственной думы, мы приехали в Германию с делегацией по обмену опытом и в том числе по функционированию местного самоуправления. К нам вышел мэр города – у него очень солидная цепь, городской знак, такой очень представительный мужчина и я наивно начал ему задавать вопросы про хозяйство. А он через переводчика пытается сказать: о чём меня спрашивают? Я этим не занимаюсь. Я говорю, ну как же, он же мэр! Нет, у нас есть сити-менеджер, который этим занимается, а это глава города, он возглавляет совет, они делят деньги, бюджет и вот, они... Я говорю: что же острое у вас на повестке дня стоит? – У нас есть инициатива изменения въездного знака в город, год идёт острейшая дискуссия между парламентскими фракциями на тему как изменить въездной знак в город. То есть принцип такой есть во многих развитых демократиях, и он работает. Просто здесь нужно последовательно работать и конечно аккуратно.
И я об этом. В этом ключе хотел задать следующий вопрос. Глава города всё-таки такой политик, пусть на муниципальном уровне. Вот почему, на ваш взгляд, Вячеслав Сверчков никак не прокомментировал, не отреагировал на ситуацию сложившуюся с Ферояном? У него закончилось платное время на «Барсе» или он боится как-то вразрез с вами пойти? Ведь когда «Морсен» строили на Пушкина, он очень активно выступал.
Вопрос опять не ко мне, а к главе города. Я не готов за него отвечать. Но, насколько я знаю, он берёт на себя смелость политические вопросы какие-то комментировать. Здесь я предлагаю ему просто напрямую задать этот вопрос, я думаю, он с удовольствием придёт к вам, если не на эту передачу, то на интервью в ваш журнал или на сайт.
Нет, он сказал, что не пойдёт на эту передачу. Он не пойдёт, как он сказал у себя в думе: «на передачу, на которой ещё не были губернатор и председатель думы». Хотя, теперь есть шанс…
Тогда всё-таки про выборы, они у нас идут в регионе. Мой традиционный вопрос: не кажется ли вам, что любая партия, которая по главу списком ставит «паровоза», она заведомо врёт избирателям? Вот врёт и всё.
Нет, нет. Дело в том, что, вы знаете, всё-таки губернатор, который избирался на пост при поддержке партии. Я напомню, что именно партия представляла меня президенту и так далее, здесь конструкция такая. Мы сейчас не обсуждаем, кому нравится эта партия, а кому не нравится. Сегодня правящая партия «Единая Россия», завтра будет какая-то другая партия, например. Но сегодня так сложилось, что люди голосуют так, что делать. Значит, я хочу сказать, то, что, наверное, будет нечестно, если я буду отходить в сторону и как-то говорить о том, что моя поддержка, мой рейтинг выше, я не буду с вами. Наверное, это неправильно.
Но, ведь вы не единственный «паровоз» там. Фомин, Хасбулатова.
А это та команда в исполнительной власти, которая работает и очень хочется в партии посмотреть вообще отношение к этим людям, которые проработали много лет, что-то реально делали. Как люди оценят то, что последние 6-8 лет?
Т.е. для них это такой праймериз публичный?
В том числе праймериз, безусловно. Потому что вот здесь как раз, мне кажется, мы ещё честнее поступаем, потому что показываем тех людей, которые реально что-то делают, либо делали в думе, либо делают в правительстве. Давайте, дайте оценку, мы просим этого. Дайте оценку.
Других-то вы не пускаете «порулить» немножко в правительство, представителей других партий я имею в виду.
Порулить? Во-первых, тот же Калинкин, который правовое направление возглавляет, он член «Правого дела», например. Так что я не думаю, что у нас так уж мы одиноки без других партий. Но если говорить честно, то всё-таки я сторонник того, чтобы правительство было собрано из единомышленников, потому что в парламенте должны быть дискуссии, парламент должен быть местом для дискуссии, а не правительство. Потому что в правительстве у меня принцип очень простой, я выслушиваю все стороны, выслушиваю точки зрения и разные варианты решения и здесь у меня полнейшая демократия в подготовке решения. А потом я его принимаю, и здесь начинается мой тоталитаризм, если хотите – это единственный способ работы.
Сейчас компания избирательная подходит к концу, как вы оцениваете шансы Единой России, также, как пару месяцев назад?
Я могу сказать, опираясь на те опросы, которые мы имеем, поддержка гораздо выше, я думаю, что активность дала свой результат.
Не могу не задать такой вопрос. Есть тема, о которой сейчас говорят все, особенно чиновники. От чиновников правительства до всех глав, все говорят. Все говорят о том, что после сентябрьских выборов Михаил Мень покидает регион – это уже даже не обсуждается, обсуждают только то, кто будет новым губернатором? Валерий Иванов или ещё кто-то, Александр Фомин или Юрий Смирнов? Кто будет нашим новым губернатором в сентябре?
Сразу хочу сказать, что 8 лет я работаю в Ивановской области и каждый пиковый период – выборы в областную, в государственную думу – меня обязательно провожают.
Так активно ещё ни разу не провожали.
Каждый раз очень активно. Разная информация приходит. Все подобные слухи формируются людьми, которые не разбираются в вопросе – не было ещё за историю современной России такой практики, чтобы у нас губернатор того или иного региона посредине срока брали и переводили на другое место работы. Вернее, они были единичными.
Это надо было как накосячить?
Я имею в виду Сергея Семёновича Собянина, который перешёл в правительство из губернаторов. И в общем-то, если процессы происходили, то они как правило происходили когда завершался срок, завершался цикл, да. И у нас впереди плотной работы два года, так что в 2015-ом году встанет на повестке дня этот вопрос, я буду опираться на поддержку президента, на поддержку наших людей, на поддержку правящей партии и на личный, что называется, драйв, личное желание. Если все эти факторы складываются, начиная от поддержки президента, значит, я пойду на следующий срок. Если не будет складываться, значит, я буду работать в другом месте. А сейчас об этом не имеет никакого смысла говорить. Два года в политике очень большой срок.
Ну да, я думаю, что сейчас кто-то вздохнул спокойно, а кто-то может быть напрягся. Ну, что же, спасибо, Михаил Александрович, это всё.
1000inf.ru