Последние
новости

Иерей Димитрий Фетисов: Почём «Божья помощь»?

5 мин
23 июля, 2013
Можно более или менее честно разбавлять спиртом морс из варенья, называя это «кагором», а можно делать то же самое, но озаглавливая эту бодягу каким-нибудь церковным словом и помещая фотографию храма.

Постоянно сталкиваюсь с людьми, которые имеют к Церкви корыстный интерес. Некоторые норовят лишь отхватить кусок и скрыться, ну а некоторые выстраивают целый бизнес. Наверное, причина этого многогранного явления заключается в целом шлейфе мифов, которые, прилепившись как репейник, всюду нас преследуют.
Главный миф касается необычайных богатств церковной казны. Целая масса мошенников ходит ежедневно просить материальной помощи. За годы служения у алтаря невольно учишься их распознавать моментально, задав с ходу некоторые вопросы. Ведь если дал на водку Шуре Балаганову вкупе с Паниковским, то реальные несчастные люди останутся без необходимой помощи.
Чаще всего эти джентльмены куда-нибудь едут, например, из одного монастыря в другой. И вот, попав в ужасные обстоятельства, лишившись денег и документов, они пришли в храм, зная, что здесь их не оставят в беде. От такого героя пахнет водкой, говорит он патетически и чересчур гротескно пытается предстать эдаким очарованным странником – печальником за землю Русскую.
Разоблачить необычайно легко: легенда, как правило, не выдерживает никакой критики. Так, один аферист недавно зачем-то представился дирижером оркестра, чем несказанно обрадовал меня, ведь я когда-то учился в музучилище по классу академического вокала, правда, всего несколько курсов. Но и этого мне хватило, чтобы озадачить моего «коллегу» музыковедческим вопросом, после которого тот быстро и неприметно ретировался.
Впрочем, кто мастер разоблачения подобных лиходеев, так это мой настоятель, который, собственно, и является центром их «паломничества». Удивительно, как ловко и дипломатично получается у него отсеивать аферистов, прикрывающихся самыми ужасными легендами – чаще всего умирающими, искалеченными и обездоленными детьми.
– Алло, это о. Алексей? У нас девочка после пожара в реанимации... Необходимо 50 тысяч на лечение...
– А где вы находитесь, в какой больнице она лежит? – спрашивает о. Алексей.
– В 11-й.
– Как хорошо все совпало, а я рядом нахожусь, – говорит мой настоятель. – Назовите палату, сейчас подъеду к вам, и мы поговорим.
Дальше продолжать не интересно – чаще всего просто бросают трубку.
Недавно был интересный случай, который даже на собрании духовенства обсуждали. Некий гражданин годами грабил храмы Рязани и Рязанской области, озадачивая наших попов детективной легендой. Обладая кавказской внешностью, он по большому секрету рассказывал, что ушел из ислама и крестился в Православии. И вот теперь его преследуют киллеры, нанятые родственниками. Более того, он просил об этом не рассказывать никому из священников, поскольку, по его точным сведениям, у мусульман есть свои агенты среди православного духовенства...
Сей великий комбинатор был так велик, что добродушные батюшки, слушая эту чушь, сами предлагали ему помощь, пока как-то случайно и разом не открылось, что действует «исповедник за православную веру» уже годами и в масштабе целой митрополии.
Другой интересный миф, который иногда сильно мешает, – миф о сращивании Церкви и государства.
Впервые мне довелось с ним столкнуться и понять его масштаб, когда я был еще безбородым диаконом. Один знакомый бизнесмен средней руки попросил меня невзначай, чтобы его знакомую – несчастную мать-одиночку, работающую в городской администрации – повысили на много ступеней и сделали заведующей сектором.
Этот почтенный господин, к слову, полковник в отставке, до сих пор на меня обижается и не может поверить, что я ни одного чиновника толком и не знаю, а повлиять на кадровый вопрос и подавно не могу.
Разнообразные жулики иногда даже вызывают жалость, и частенько мы их хотя бы кормим, чтоб не таким драматичным было похмелье. А вот с теми, кто эксплуатирует полумиф о необычайной популярности Православной церкви в народе, особенно неприятно иметь дело.
Чаще всего это бизнесмены, которые вставляют слово «православный» везде, где только можно и совсем нельзя. Можно просто производить и продавать бутилированную воду, а можно нарисовать на ней купола, написать словосочетание «святой, целебный, благодатный и т.п. источник» и, поместив коллаж с видом известного монастыря, получать изрядные барыши.
Можно более или менее честно разбавлять спиртом морс из варенья, называя это «кагором», а можно делать то же самое, но озаглавливая эту бодягу каким-нибудь церковным словом и помещая фотографию храма или зачем-то обвивая горлышко этого пойла чётками.
А некоторые, совсем обнаглев, вставляют слово «православный» уже и в название фирм. Так, недавно у нас в городе открылось «православное ритуальное агентство», главный агент которого при беседе с представителем епархии, случайно обнаружившим «коллегу» и зашедшим разрешить недоумение, пообещал «уничтожить физически» всех, кто будет ему мешать спокойно и благочестиво работать.
Лично мою чашу терпения переполнил один купец, на днях подошедший ко мне в храме посоветоваться, будет ли красиво звучать название, которое он придумал для филиала своего рекламного агентства – «Божья помощь»... А что, неплохо звучит: почём «Божья помощь»?
12 декабря 2024
Все новости