Последние
новости

Физика веры

7 мин
28 июня, 2013
Виктор Милитарев о скандале вокруг кафедры теологии в МИФИ

Скандал вокруг кафедры теологии в МИФИ вызывает у меня совершенно искреннее изумление. Я с трудом понимаю, как столь ничтожные и малозначительные события могут вызывать такую бурную реакцию. Хотя почти наверняка большинство моих читателей знакомы с обсуждаемым сюжетом, правила журналистских приличий требуют начать с его краткого изложения.
Итак. Девять месяцев назад в МИФИ была создана кафедра теологии. Почти сразу же после этого события в газете «Троицкий вариант» было опубликовано письмо за подписью 90 с лишним академиков и членов-корреспондентов, в котором высказывалось возмущение этим фактом. Оба эти события прошли, как и следовало ожидать, совершенно незамеченными широкой общественностью.
А пару месяцев назад в ЖЖ появился постинг бывшего сотрудника МИФИ, который, по его словам, уволился из МИФИ в знак протеста против основания вышеупомянутой кафедры. В письме также содержались обвинения в адрес ректора, который, по словам автора постинга, насильственно сгонял студентов на встречу с Патриархом Кириллом, «по-советски» готовил вопросы студентов к Святейшему, воздвиг за счет бюджета университета поклонный крест, причем воздвиг его на месте традиционного символа МИФИ – фигуры «Путника».
Далее в постинге описывалось, как автор пожаловался на ректора в Прокуратуру, обвиняя его в нецелевом использовании средств, ушедшие на поклонный крест и его воздвижение и то, как в ответ ректор стал угрожать ему увольнением, а поддержавшим его студентам - неприятностями на сессии.
После публикации этого постинга началось крайне удивившее меня массовое негодование пользователей социальных сетей ректором МИФИ и его действиями. Причем больше всего негодование вызывало создание кафедры теологии. Уже забытое «письмо академиков» было срочно перепечатано на сайте Демократор.ру, и была начата подписная кампания за закрытие кафедры. Возмущенное письмо подписали тысячи человек, а в целом во всей этой протестной активности приняло участие, наверное, не меньше 10 тысяч пользователей интернета.
И все это, как я уже говорил выше, вызывает у меня сильнейшее изумление. Предположим, что все факты, изложенные автором нашумевшего постинга, соответствуют действительности. Если это так, то есть повод возмущаться поведением ректора МИФИ. Я лично с ситуацией в МИФИ не знаком, но то, что большинство ректоров российских ВУЗов – тираны и самодуры, похоже на правду. Но ведь негодование большинства участников массовой протестной кампании вызвано не хамским поведением ректора МИФИ, а почти исключительно тем, что этот ректор основал у себя в университете кафедру теологии. И тут я перестаю что бы то ни было понимать.
Кому мешает маленькая непрофильная кафедра с несколькими преподавателями, преподающая только факультативы, на которые студенты записываются исключительно добровольно? Ничего похожего на советскую систему преподавания обязательных идеологических дисциплин. Никакого гонения на атеистов. Откуда же столько сильных эмоций?
Что-то подобное я написал у себя в блоге и, ради эксперимента, перепостил в самом известном антиклерикальном сообществе в ЖЖ «ру-антирелижен». Ответы, которые я получил в своем блоге и в антиклерикальном сообществе, отличались только тоном. В ру-антирелижен авторы комментариев хамили мне по полной, а в моем ЖЖ комментарии были вежливыми. Но смысл их был совершенно тождественным.
Авторы комментариев искренне негодовали: как это в «храме науки» может быть кафедра, на которой преподается нечто абсолютно антинаучное и с наукой несовместимое. Также авторы комментариев возмущались аморальностью ректора МИФИ, который «тратит государственные деньги» на содержание такой антинаучной кафедры.
На мое робкое возражение, что кафедра теологии ничем, в принципе, не отличается от кафедры философии, культурологи или иной гуманитарной дисциплины, следовали возмущенные возражения, что «культурология хоть в какой-то степени научна, в отличие от этой вашей теологии».
А еще мне почему-то регулярно приводили один и тот же «неоспоримый силлогизм» - а почему бы, в таком случае, в православной семинарии или в Свято-Тихоновском университете не открыть кафедру научного атеизма? Тут я уже окончательно офигевал, поскольку симметричным кафедре теологии в физическом университете является кафедра физики в богословском университете, а никак не кафедра научного атеизма.
Другим симметричным примером было бы наличие в физическом университете двух идеологически альтернативных факультативов – той же христианской теологии и, к примеру, теологии буддистской или же столь любимого моими оппонентами научного атеизма. Но мои оппоненты были неумолимы. Они искренне верили, что аналогом кафедры теологии в МИФИ является кафедра научного атеизма в духовной академии.
Возникает ужасное подозрение, что мои оппоненты искренне считают физику в определенном смысле синонимичной научному атеизму. Либо же мои оппоненты считают наличие в физическом университете кафедры теологии оскорблением своих личных антирелигиозных чувств. А, может быть, просто опасаются этой самой теологией оскоромиться или, того хуже, зашквариться.
По крайней мере, именно к такому выводу ведут рассуждения моих оппонентов о том, что кафедра теологии «разрушительна для системы научного образования».
При этом речь-то идет не о какой-то агрессивно-конфессиональной пропаганде, а о скромном факультативе, где единственный намек на христианство – это курс «история христианской мысли». А остальные курсы обсуждаемой кафедры – чисто культурологические.
Я понимаю, если бы мои оппоненты обсуждали вообще ненужность или, хуже того, вредность гуманитарных дисциплин в естественно-научных университетах. Но они негодовали исключительно по поводу теологии. И на полном серьезе демонстрировали свой баттхерт, утверждая про «продолжение клерикального наступления на светское образование».
Я, конечно, мог бы затеять длинную философскую дискуссию на тему, с одной стороны, неразрывной связи науки и религии, особенно в европейской культуре, а с другой, на тему исключительной пользы элементов гуманитарного образования для сайентистов. Но, по-моему, это, как принято выражаться у советских людей, «совершенно бесполезно». Баттхерт логическими аргументами не лечится.
Так что я просто в очередной раз делаю вывод о том, что определенная часть отечественной интеллигенции двинута на всю голову. Причем эта двинутость выражается не только в злобных эмоциях по ничтожным поводам, но и в склонности к коллективным истерикам. Утешает одно. Весьма значительной части нашего народа на все эти эмоциональные всплески просто наплевать, а другая весьма немалая часть нашего народа считает себя православными и вполне сочувствует тому, что у наших антиклерикалов вызывает пароксизмы негодования.
Хотя, конечно, весьма забавный коктейль получается у этой самой «определенной части». Любовь к Ходорковскому, ЛГБТ и Пусси Риот и ненависть к «клерикальному наступлению». Ну, нравится людям мочиться против ветра, ну и пусть.
12 декабря 2024
Все новости