Из блога Бориса Кагарлицкого на «Эхе Москвы».
Всё началось с дачи Владимира Якунина, а закончилось политическим скандалом с привкусом детективной истории. Ситуация с подложным письмом, распространенным по официальным каналам, похожа на попытку переворота в одной отдельно взятой государственной компании и анекдотическим образом напоминает забытый эпизод из французской истории, когда генерал Мале, обнародовав подложное объявление о смерти императора Наполеона в России, на два часа захватил Париж. В данном случае всё тоже продолжалось два часа, в течение которых всех убедили, будто Владимира Якунина на посту руководителя РЖД сменил Александр Мишарин (тоже в это сообщение поверивший). Правда, генерала Мале в итоге расстреляли, а шутников, устроивших провокацию в РЖД, пока не нашли.
Однако тут есть основание поразмышлять о том, как вообще распространяется информация в Интернете, и как версия, выданная в сеть тем или иным блогером, моментально приобретает облик факта, независимо от того, насколько она обоснована. История с дачей Якунина, явно оказавшаяся прелюдией к большому железнодорожному скандалу, является великолепной иллюстрацией. Стоило кому-то «выдать в эфир» астрономическую сумму в 75 млн USD, которую якобы стоит особняк главы РЖД, как тут же все подхватили эту цифру, не задаваясь вопросом о том, что же в самом деле можно построить за такие деньги, и откуда взялись данные, кем и как произведена оценка.
Стремление преувеличить грехи оппонента вполне понятно, но зачастую оно приводит к обратному результату. Как в сюжете с пострадавшими от сталинских репрессий. Серьезные историки прекрасно знают, что речь идет примерно о 6 или 8 миллионах человек, цифры страшные и трагические. Но публицисты тут же готовы удвоить, утроить, удесятерить число людских потерь, рассказывая нам про 12, 20 или даже 60 миллионов погибших. Трагедия превращается в фарс, а запутавшийся обыватель не верит уже ни во что и никому.
С дачей Якунина методика подсчетов примерно такая же. Когда профессионалы, занимающиеся аналитикой на рынке недвижимости, высказывают свои оценки, расходящиеся с оценками блогеров, на них начинают просто нападать как на политических противников. Так случилось с постом в Фейсбуке, опубликованном журналистом делового журнала «РБК» Арины Ковиной, которая оценила дачу Якунина «всего» в 350-450 млн. рублей. Никого не смутило и то, что обозреватель рынка недвижимости газеты «Ведомости» Антон Филатов оценил стоимость особняка примерно так же, а его оценку в комментариях также поддержали игроки рынка специалисты из таких крупных компаний как Villadgio Estate и Соlliers International.
Вообще-то 400 млн. рублей это тоже деньги не маленькие, дом за 10 миллионов евро мало кто может себе позволить. Но нужно, чтобы сумма была не просто большая, но абсурдно, запредельно огромная, чтобы вызвать скандал. Авторы постов, либо сами живут в мире, где десятью миллионами евро никого не удивишь, либо уверены, что публику надо не информировать и убеждать, а шокировать и провоцировать.
Цены на недвижимость в России и в самом деле безобразно завышены, и купить особняк в Западной Европе можно куда дешевле, чем дачу в Подмосковье. Но как раз эту проблему — почему у нас такое состояние рынка, что является тому причиной и к чему это может привести — мы не обсуждаем. Вместо того, чтобы разбираться в тенденциях и явлениях, наши интернет-публицисты воюют с конкретными личностями, видя в них единственную причину любых несообразностей и проблем нашей жизни.
Информационные войны заменяют содержательную дискуссию, дезориентируя ошалевшего от безумных цифр и невероятных сообщений обывателя. Однако встает вопрос: чего можно добиться подобными методами? Если кто-то считает, что ложь является способом искоренения общественных пороков, то он явно ошибается. А если борьба за власть ведется такими методами, то естественно задать вопрос: чем разоблачители лучше разоблачаемых?