Политик Владимир Милов — о том, оправданны ли претензии Минфина к регионам
Минфин снова обрушился на регионы за «недоосвоение» трансфертов из федерального бюджета: на заседании правительства министр Силуанов раскритиковал губернаторов за «неэффективное использование субсидий, поступивших в виде межбюжетных трансфертов». По словам Силуанова, остатки неиспользованных трансфертов на счетах регионов по состоянию на начало II квартала составили 302 млрд рублей против 166 млрд на начало года.
Как правило, если Минфин объявляет кого-то в недостаточных темпах освоения перечисляемых федеральных средств, это значит — будут отбирать. Ситуация с федеральным бюджетом сейчас непростая, он практически сводится в ноль: по итогам первых четырех месяцев был дефицит в 75 млрд рублей, за январь–май — профицит в 128 млрд, и это при цене нефти Urals в $111 за баррель в I квартале и около $102 в апреле и мае. Ненефтегазовый дефицит бюджета за первые пять месяцев этого года составил около 10% ВВП.
При этом возможности залезать в карманы малому бизнесу уже исчерпаны: повышение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей привели к закрытию более 455 тыс. ИП за шесть месяцев, с 1 декабря 2012 года по 1 июня нынешнего, руководство страны уже поручило Минфину смягчить налогообложение малого бизнеса.
Искать резервы для балансирования бюджета в сокращении трансфертов тем, кто, по мнению Минфина, «не осваивает» выделенные средства, — старая привычка финансового ведомства. Между тем надо понимать: неосвоение денег в срок часто не вина, а беда соответствующих распорядителей средств. Они являются заложниками чрезмерно усложненных процедур: сверху на них давят правительственные и минфиновские процедуры и правила, затягивающие поступление денег в непосредственное распоряжение получателей, а снизу — жесткие требования к механизмам их расходования, проведению тендеров и так далее, которые не позволяют осваивать средства быстро. Нужно понимать, что задержки с освоением выделенных средств часто являются вовсе не признаком избыточности трансфертов, а проблемой процедур, установленных Минфином. Себе это ведомство оставляет максимум времени и маневра для перечисления денег, а с получателей привыкло требовать осваивать их в максимально сжатые сроки.
На самом деле Силуанову нужно понять простую вещь: федеральный центр забирает у регионов сегодня слишком много денег, которые потом перечисляются обратно в виде трансфертов с барского стола. Минфин должен понимать: это не его деньги, эти деньги собираются в регионах, и перечисляется в Москву из них слишком много. Вот, например, по данным Федерального казначейства, в Иркутской области в прошлом году 143 млрд рублей собранных налогов пошли в федеральный бюджет и внебюджетные фонды, а лишь 96 млрд — в бюджет области.
Недостающее перечисляется обратно в виде «федеральных трансфертов», но это несправедливая система. Введена она была в 2004 году по инициативе и вследствие активного лоббирования со стороны Алексея Кудрина. Соответствующая фискальная централизация сильно подвигла политическую: уже через несколько месяцев после принятия законов, перераспределявших налоги в центр, были отменены выборы губернаторов — которых прямо перед этим оставили без денег.
Демарш Силуанова на заседании правительства еще раз напоминает нам: настало время возвращать доходы регионам. Нечего из Москвы контролировать, кто как расходует деньги на местах, это не пристало правительству огромного федеративного государства. Растут остатки на счетах бюджетополучателей? Начните с себя — проверьте ваши процедуры на предмет того, позволяют ли они регионам удобно расходовать средства. Но на самом деле проблема стоит намного более глубоко: гонять туда-сюда многие миллиарды, сначала собираемые с региональных предпринимателей в виде налогов, а потом перечисляемые чиновниками из Москвы в виде «трансфертов», — это ненормально. Это не ваши деньги, г-н Силуанов. Это деньги регионов. Верните регионам деньги — с ваших же плеч будет снят груз лишней бюрократической работы.