Последние
новости

Юрий Ермилов: Психологические «срезы» Вячеслава Поюрова

5 мин
10 мая, 2013
Вячеслав Поюров – художник. Это привычное для большинства слово, означающее профессию, в нашем случае значит Художник не просто с большой буквы, а в максимально полном его, предельно насыщенном содержании. Не в обиду будет сказано, но история искусства знает мало мастеров кисти, которых можно назвать Личностью. Вячеслав - один из немногих.
О нем очень трудно говорить, потому что бессилие языка, отстающего от мысли, мешает создать текст, адекватный его уникальному творчеству. Чисто художнический дар Вячеслава удесятеряется его человеческой одаренностью. И если у большинства изотворцов человеческое не стыкуется с артистическим, то у Поюрова это гармоничный союз, неразрывное целое, строящее единую жизнь и в искусстве, и в обыденности.
Его остроумие, всегда стоящее на грани пародии, никогда не зашкаливает, оставаясь ярким и точным свидетельством его художественного и человеческого ума, интеллектуального и душевного такта, исторической интуиции. Не хочется повторяться, но ощущение мощи, недюжинной силы, не покидает зрителя, даже того, который, угадывая некий поюровский алгоритм, радуется своей искусствоведческой прозорливости и открывает в нем что-то новое. Между авторской силой и зрительским « бессилием» нет разрывающей дистанции: Вячеслав элитарен не манерой, а высокой внутренней планкой, установленной им для самого себя.
Его просто интересно смотреть, радоваться неувядающему остроумию, за которым часто открывается неутихающая боль за страну, человека, за род людской во всех его ипостасях
Живопись его удивительно проста и традиционна, в ней редко возникают авангардные ходы, но эта ясность настолько продумана, что вызывает ощущение значительности даже тогда, когда сюжет изображения известен зрителю заранее и как бы не является открытием. Художник почти никогда не подчеркивает виртуозность мазка, иногда будто скрывает ее. Впечатление силы от правды, а не права от силы вызывает уважение и к автору, и к художнику вообще. Литературность Поюрова, если она есть, всегда в подтексте, а не снаружи, как это иногда кажется. Элементы классической школы живописи, опирающейся на опыт лучших мастеров прошлого, не бросаются в глаза сразу: художник интуитивно тактичен, хотя и не скрывает своего цветового дара и яркого формообразующего вкуса. Поэтому его почти монументальные работы, не говоря о камерных, просятся в интерьер. В них – вся сложная гамма открыто-обнаженной, но очень глубокой человеческой души.
Вячеслав известен более как мастер плаката. Здесь он столь узнаваем, что иногда озадачивает: угадывается цельный образ, иногда – алгоритм художественной логики, но это всегда открытие - и художественное, и философско-социальное. Политическая острота его листов порой находится у барьера ответственности перед очень разным противником, который рад бы привлечь художника за мнимое «беззаконие», да пока, слава Богу, руки коротки! Плакаты Поюрова представляют себой один из изначально идеальных вариантов историко-политического творчества: по ним не просто можно изучать историю, но и воочию видеть психологическо-эмоциональные настроения в их непридуманной конкретике, точно, ясно, живо. Но они настолько доступны даже неискушенному зрительскому взору своим смыслом, что, к сожалению (а может, и к счастью) прячут за такой «элементарностью» недюжинный интеллектуальный и художественный дар.
Вячеслав – мастер инсталляции. Здесь он дает волю своей личностной неуемности и чувству Свободы. Переплетение всех возможных, в том числе взаимоотрицающих смыслов в единой изоструктуре создают сложнейший духовно-эмоциональный настрой. Его предметные композиции парадоксальны, иногда демонстративно абсурдны, но в них никогда не нарушается твердая и честная логика внутреннего мира автора, верного своему человеческому предназначению и с неизменным духовным стержнем.
Одна из ведущих тем его выставки – болезнь Руси, веселие которой есть питие. Алкогольное бытие представлено здесь во всем его неувядающем многообразии, в печально-нелепых и одновременно захватывающе-веселых и остроумных конструкциях, за которыми и боль за народ, и личность, и осознание рокового дьявольского влияния, и вся правда и неправда такой трагичной и такой интересной жизни, которую художник не лишает надежды на Свет в будущем.
Хочется пожелать автору этой радующей и заставляющей думать экспозиции здоровья ради счастья в настоящем и в будущем – для себя и для зрителя, чтобы творчество умное и остро чувствующее никогда не иссякало, чтобы столь редкая в «изо» интеллектуальная линия Добра, Правды и Красоты никогда не исчезала и не стиралась – независимо от обстоятельств, с которыми Вячеслав Поюров умеет или договориться, или победить их...
15 декабря 2024
Все новости