Государство готово поделиться монополией на насилие, что при неработающих институтах и разделении в обществе грозит непредсказуемыми последствиями
Частно-государственное партнерство, которое никак не удается наладить в инфраструктурной и других отраслях, вероятно, скоро заработает в силовой сфере. Государство готово поделиться монополией на насилие, что в ситуации неработающих институтов и разделения в обществе грозит непредсказуемыми последствиями.
Замминистра внутренних дел Александр Горовой заявил, что МВД испытывает трудности в борьбе с уличной преступностью из-за сокращения личного состава в ходе реформы, и предложил расширить полномочия сотрудников частных охранных предприятий (ЧОП) — разрешить им самостоятельно досматривать и задерживать нарушителей. Он оговорился, что это право будет действовать только на территории охраняемых объектов. Чоповцы уже участвуют в охране общественного порядка в случае заключения соответствующих договоров с полицией — но обыскивать и задерживать могут только в присутствии полицейского.
В Госдуму внесен законопроект «Об участии граждан в охране общественного порядка» и сопутствующие поправки в отдельные законы; предлагается упорядочить формы сотрудничества граждан с правоохранителями, в том числе усилить полномочия дружинников — за невыполнение их требований вводится административный штраф. Впрочем, вводятся штрафы и за превышение полномочий дружинниками. Народные дружины существуют сейчас на основании региональных законов, в последнее время исполнительная власть проявляет к дружинам повышенный интерес (недавно, например, ФМС предложила использовать их для борьбы с нелегальными мигрантами), так что принятие федерального закона вполне вероятно.
Повышен интерес и к казакам, которые участили акции по защите нравственности (как они ее понимают). В прошлом году Владимир Путин подписал Стратегию развития российского казачества до 2012 г.
Замещение сокращенного личного состава МВД частниками или общественниками — мотив лукавый. Полицейские силы в России и после реформы — среди самых больших в мире в расчете на 100 000 населения. Сокращение должно сопровождаться структурными преобразованиями — вероятно, они не удались, и теперь можно жаловаться на нехватку кадров. ЧОПов в стране около 24 000 с числом охранников более 650 000 — это ненамного меньше численности полиции. Установив с ними более тесную связь и добавив полномочий, государство получит частную квазиполицейскую структуру «на случай чего». Если где и стоит подождать с приватизацией, то именно в этой сфере.
Привлечение граждан к защите порядка — вполне нормальный путь в условиях работающих институтов и высокого уровня доверия в обществе. Во многих странах существуют негосударственные и полупрофессиональные защитники порядка, которые работают в тесном контакте с полицией. Это сопровождается децентрализацией управления полицией, открытостью и контролем со стороны общества, а также прокуратуры, судов и т. д.
В России чрезвычайно низкий уровень доверия к полиции в частности и к власти в целом. Это совпадает с ростом рынка насилия: власть в последнее время увлеклась делением граждан на своих и врагов, порождает множество запретов для граждан, обеспечивать которые и придется казакам, дружинникам, охранникам, коммунальщикам, учителям и т. д.
Создавать неформальные отряды с силовыми полномочиями в такой обстановке — значит усиливать противостояние и недоверие в расколотом обществе.