Мнение сети — это мнение активного меньшинства, которое может идти вразрез с пассивной позицией большинства
Илья Клишин
К неожиданным выводам пришел американский центр Pew Research Center (PRC): замеры общественного мнения в социальных сетях почти всегда дают искаженную картину реальности. Для этого исследователи сравнили реакцию пользователей сервиса микроблогов Twitter с данными социологических опросов по ключевым событиям американской политики 2012 г.
Эксперты PRC объясняют такое расхождение тем, что в сети в принципе невозможна корректная выборка. Например, в онлайн-общении принимают участие несовершеннолетние и иностранцы, которые заведомо исключаются из социологических опросов. Есть и демографическая составляющая: в США в социальных сетях преобладают люди моложе 30 лет, поддерживающие, как правило, демократов.
Это приводит к тому, что «общественное мнение», отслеживаемое многими американскими СМИ по социальным сетям, куда более благосклонно к президенту и инициативам его администрации, чем это следует из опросов, которые проводятся в офлайне. Например, переизбранию Барака Обамы были рады 77% микроблогеров и лишь 52% американцев.
И наоборот, американская блогосфера несоизмеримо негативно реагирует на действия республиканцев. Даже после разгромных для Обамы первых дебатов с Миттом Ромни (по данным соцопросов, он уступил тогда оппоненту более 40 пунктов) весомое большинство твиттер-пользователей, 60%, все равно отдали победу ему.
В последнее время медиа США охватила настоящая мания: иллюстрирование новостной картины дня твитами пользователей по теме стало повсеместным явлением; распространяется оно и в России, где Twitter бурно развивается.
По оценке «Яндекса», количество пользователей Twitter в России на начало 2013 г. превысило 7 млн. При этом за вторую половину 2012 г., по данным GlobalWebIndex, эта цифра выросла более чем на 60%. Более быстрые темпы роста показали лишь США и Гонконг.
Исследование PRC предостерегает: поиск vox populi в интернете часто приводит к тому, что в эфир и на страницы изданий попадают заведомо искаженные оценки, которые, в свою очередь, сами влияют на общественное мнение, даже если редакторы стараются сохранить объективность в представлении противоположных точек зрения.
Стоит понимать, что расхождение между «общим» общественным мнением и мнением Twitter не связано с проникновением интернета: в США этот показатель один из самых высоких в мире. Полная репрезентативность здесь невозможна и вряд ли будет возможна потому, что значительная часть людей (по разным оценкам экспертов, от 70 до 90%) выбирают для себя в сети роль молчаливых наблюдателей, а среди остальных какая-то часть не интересуется политикой настолько, чтобы отдельно писать об этом.
С другой стороны, это не значит, что реакцией блогеров стоит пренебрегать как «страшно далекой от народа». Следует лишь делать поправку на то, что они представляют собой активное меньшинство, чье мнение может идти вразрез с пассивной позицией большинства. Словом, стоит искать золотую середину между игнорированием и идеализацией. Ведь в конечном счете сделанный по старинке видеоопрос на улице может быть таким же предвзятым, как и случайная подборка твитов.
Автор — шеф-редактор сайта телеканала «Дождь», консультант Центра изучения интернета и общества при РЭШ