Последние
новости

Желтый партбилет

6 мин
13 марта, 2013
Дума нашла применение партиям-спойлерам — они будут решать, кто может стать кандидатом в губернаторы

Татьяна РЯЗАНОВА

Законопроект об отмене прямых губернаторских выборов уже готов ко второму чтению. К концу марта региональные заксобрания смогут менять прямые выборы глав регионов избранием его депутатским большинством. При этом оппозиционные партии, предложившие своих кандидатов, могут быть сняты с предвыборной гонки на предпоследнем этапе — консультации с президентом. В этом им помогут многочисленные партии-спойлеры, появляющиеся в последнее время как грибы после дождя.

Наступление на концепцию выборности губернаторов, которая была возвращена россиянам весной прошлого года на волне роста протестных настроений, продолжается. Во вторник комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству утвердил ко второму, ключевому чтению текст законопроекта, который позволит регионам самостоятельно решать, как выбирать своего руководителя. Они смогут сохранить действующую сегодня систему или разрешить депутатам законодательных собраний вершить судьбу субъекта.
Предполагается, что новшеством воспользуются регионы с нестабильной политической обстановкой. «Законопроект направлен на обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и сохранение межнационального мира и согласия», — говорится в пояснительной записке. Однако никто не ограничивает стабильные области и края воспользоваться этим правом, приняв местный закон. Провести такое решение через региональный парламент несложно — большинство везде у партии власти.
«Теперь правом отменить губернаторские выборы могут воспользоваться любые регионы, где у действующего губернатора или у кандидата от партии власти сложилась непростая ситуация, — говорит глава юридической службы КПРФ Вадима Соловьева. — Теоретически может сложиться такая ситуация, при которой заксобрания будут отменять прямые выборы губернаторов, чтобы избежать возможного проигрыша кандидата от партии власти».
Именно Соловьев на заседании комитета предлагал сохранить прямую выборность губернаторов без всяких оговорок и дополнительных условий, но отсрочить ее использование в проблемных Северокавказских регионах, для чего, по его мнению, можно было бы использовать там систему выборов через региональные парламенты:
«Мы дадим нашим коллегам навести порядок, а затем вернемся к прямым выборам. Там, где не готовы, мы немножечко отложим, не разрывая и не меняя правовое поле и конституционное пространство, когда в одних регионах так, в других — иначе».
Однако его коллеги по комитету эту идею отклонили. Впрочем, как и предложение Сергея Миронова разрешить отказаться от выборности глав только тем субъектам, где среди населения преобладают как минимум две национальности, причем число представителей каждой из них должно быть не менее 17 процентов от общего числа жителей региона.
Переход на новую систему избрания губернаторов может вновь лишить оппозицию возможности привести к власти своего кандидата. Дело в том, что процедура фактического назначения главы региона будет проходить в несколько этапов. Партии, имеющие места в Госдуме или местном парламенте, смогут предоставить президенту трех кандидатов на губернаторский пост. Однако перед этим их обяжут провести консультации с партиями, которые не попали в представительные органы, но имеют зарегистрированные отделения в области. Как будут проводиться эти консультации и в каком виде должен быть представлен их итог, законопроект скромно умалчивает.
В проекте закона сказано, что партии, не имеющие права выдвигать кандидатов, могут направлять своим коллегам из крупных партий предложения по выдвинутым фигурам. Но это их право, а не обязанность. Таким образом, никто не запретит им вообще проигнорировать консультации. Как должны действовать в такой ситуации партии, выдвинувшие претендентов на губернаторский пост, тоже не говорится. А это принципиальный момент: за нарушение процедуры им будет грозить «дисквалификация» — президент просто не будет рассматривать кандидатуры.
Так что, видимо, успешным партиям придется буквально бегать за своими мене удачными конкурентами, которых набралось уже около пяти десятков. Понятно, что далеко не в каждом субъекте они представлены, но при желании и десятка будет достаточно, чтобы испортить кому-то жизнь.
Единственный, кто сегодня возмутился по поводу этой нормы, был депутат от ЛДПР Сергей Иванов: «Как на практике мы это себе видим, что политическая партия обязана провести консультации со всеми партиями, непредставленными в парламенте. Их черт знает сколько, извините, за непарламентское выражение. Где их искать будем?»
«Механизм мы сделаем. Механизм уже есть в законе о политических партиях», — пояснил глава комитета по госстроительству Владимир Плигин.
«У нас даже перед выборами депутатов Госдумы есть правило, что хочешь баллотироваться, обратись в политическую партию. Если ее члены тебя поддержат, тогда мы тебя включаем в список. Теперь мы должны бегать за ними и спрашивать: вы никого не хотите нам дать?» — парировал Иванов.
Уже после заседания Плигин сообщил журналистам, что принятие законопроекта во втором и третьем чтениях планируется уже на следующей неделе. По его словам, случаи изменения порядка выборов губернаторов будут носить единичный характер, и этим правом воспользуется немного регионов.
Депутат от компартии Вадим Соловьев подтвердил «Особой букве», что предложенная редакция законопроекта действительно предусматривает, что за непроведение консультаций с какой-то партией тройка кандидатов от оппозиции может лишиться права участвовать в выборах. Но, по его словам, Владимир Плигин обещал, что механизм проведения консультаций будет урегулирован законом «О политических партиях».
Наш собеседник не исключает, что партии, выдвинув кандидатов на пост губернатора, будут сообщать, например, в прессе или размещать информацию в интернете о том, что до такого-то срока проводят консультации с другими партиями. «Если кто-то не откликнется в срок, то это будет их проблемой», — говорит депутат.
12 декабря 2024
Все новости