Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) принял сторону «МРСК Урала» в споре с Челябинским электрометаллургическим комбинатом (ЧЭМК). Таким образом суд фактически подтвердил обязанность потребителей электроэнергии оплачивать ее в соответствии с моделью «последней мили», сообщает BFM.ru.
Спор между сетевой и металлургической компаниями разгорелся еще несколько лет назад. ЧЭМК требовал от сетевой компании 285 млн рублей за несовершенные, по мнению юристов металлургической компании, услуги. Дело в том, что с 2006 года в России действует модель «последней мили». В ходе реорганизации РАО «ЕЭС России», сетевой бизнес был разделен между несколькими компаниями: сети высокого напряжения получила ФСК, низкого — «Холдинг МРСК» и его региональные подразделения. Но такая бизнес-модель себя не оправдала и ФСК стала сдавать в аренду «Холдингу МРСК» небольшую часть своих сетей, которые идут к крупным потребителям. В результате, промышленные компании оказались вынуждены оплачивать не только услуги ФСК, но и региональных подразделений холдинга, тем самым, сдерживая рост ценников для более мелких клиентов МРСК — населения и среднего и малого бизнеса.
То, что по сути «МРСК Урала» и не оказывает никаких услуг и пытались доказать юристы ЧЭМК. Суды трех инстанций согласились с доводами металурга и обязали региональную сетевую компанию вернуть ему 285 млн рублей. В частности, компанию поддержал Федеральный Арбитражный суд Уральского Округа. «Поскольку услуги по передаче электроэнергии оказывались посредством высоковольтных линий, принадлежащих обществу «ФСК ЕЭС», общество «МРСК Урала» не владело на законном основании линиями электропередач», — отмечено в решении суда.
Тем не менее, Высший арбитражный суд все-таки поддержал позицию ответчика.
Примечательно, что за несколько дней до заседания в Высший арбитражный суд обратилось сразу несколько глав регионов с просьбой «принять государственные интересы при принятии решения по данному вопросу» и поддержать сторону регионального подразделения «Холдинга МРСК».
В числе обратившихся — губернатор Ивановской области Михаил Мень , глава правительства Тульской области Юрий Андреянов, глава администрации Липецкой области Олег Королев, первый заместитель председателя правительства Рязанской области Александр Ревякин и президент Удмуртской Республики Алексанр Волков.
Понятие «последняя миля» в электроэнергетике России появилось в 2006 году как результат реформы в сфере энергетики. Помимо прочих результатов реформы, произошло распределение электрических сетей между федеральной и региональными компаниями: магистральные электросети (с напряжением от 110 кВ) попали в распоряжение Федеральной сетевой компании (ФСК ЕЭС), а распределительные сети отошли соответствующим Межрегиональным распределительным сетевым компаниям (МРСК). В итоге рядовые потребители платили за энергию и ФСК, и МРСК, но в этой схеме было небольшое упущение: ряд крупных потребителей в итоге вышли на прямые договоры с ФСК, что снизило их собственные затраты на электроэнергию, но привело к увеличению тарифной нагрузки на прочих потребителей. Для ликвидации сложившегося дисбаланса законом № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России» и были введены так называемые договоры «последней мили» в электроэнергетике. Согласно данным договорам, ФСК передает в аренду межрегиональным сетевым компаниям небольшие участки магистральных сетей или иные объекты электросетевого хозяйства (подстанции, распределительные пункты и т.п.). Как результат – прямые договоры с ФСК для корпораций стали недоступными.
Согласно Концепции экономического развития России на период до 2020 года, договоры «последней мили» в электроэнергетике должны функционировать до 2014 года, после чего этот механизм перекрестного субсидирования прекратит свое действие, и тарифы на электроэнергию для населения достигнут рыночного уровня. Понятно, что в случае отказа от механизма «последней мили» в электроэнергетике, недополученные МРСК средства будут распределены по мелким потребителям, и это может привести к резкому росту тарифов, особенно в случае, если в регионе высокая доля крупных потребителей.
1000inf.ru